ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012
360 И. В. Иванова Калуга, Россия АКТУАЛЬНОСТЬ ИДЕЙ Л. Н. ТОЛСТОГО В КОНТЕКСТЕ РАССМОТРЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ 1 Исследовательское пространство педагогических исканий и деятельности Л. Н. Толстого столь обширно, что позволило ученым творчески заимствовать, пе- реосмысливать множество его идей. Идеи Л. Н. Толстого позволяют по-новому взглянуть на мир ребенка. Лев Нико- лаевич показал, что взгляд взрослых на ребенка должен быть подлинно гуманистиче- ским, то есть содержать в своей основе любовь как способ мировосприятия и мироот- ношения. Задача школы, семьи, общества – развивать в человеке гуманистические задатки и потребность жить согласно идеям сохранения и продолжения жизни. Л. Н. Толстой, создавая концепцию школы, использовал в качестве основных педагогические и общегуманистические идеи: – взгляд на ребенка как гармоническое и целостное существо; – ребенок – цель, а не средство образовательного процесса; – свобода и выбор деятельности обучающего в пределах разумного; – формирование своего свободного отношения к жизни и знаниям; самостоя- тельность как способность сделать собственный выбор, исходя из принципов этики ненасилия; – обеспечение школой условий проявления и развития в ребенке его положи- тельной сущности; – ориентация содержания образования на гармонию человека и мира, единство рационального, эмоционального и волевого начал; – опыт как один из методов образования и воспитания; – признание за каждым педагогическим коллективом права на эксперимент; – недопустимость сдерживания общего развития ученика (опережающее обучение); – целесообразность и доступность добываемых знаний, но главное – формиро- вание понятийного аппарата, исходя из возрастных особенностей ребенка; – непрерывность образования, переходящего в самообразование и саморазви- тие [Вейкшан, 1989, 16]. Эти принципы не утратили своей актуальности при построении образователь- ного процесса школы и при организации образовательного пространства в учрежде- нии дополнительного образования детей. Согласно концепции Л. Н. Толстого, ребенок, сохраняя свободу выбора, делает осознанный шаг в сторону величия разума и чувства, постепенно созидает свой Путь жизни. Л. Н. Толстой ведет нас путями педагогических исканий, учит видеть истинное счастье в раскрытии индивидуальности каждого ученика. Развивая мысль ученого, отметим, что возможность выбора обеспечивает ак- туализацию индивидуальных ресурсов развития каждого ребенка и является эле- ментом самопознания, саморазвития и самопрогнозирования личности. 1 Издание осуществлено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда и Прави- тельства Калужской области в рамках проекта № 12-16-40025а/Ц.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=