ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012

36 рующих зло: «Мир между людьми есть необходимое условие хорошей жизни, глав- ное же препятствие для мира – наша гордость, только смирение, готовность перене- сти унижение, быть оклеветанным, ложно понятым, только при такой готовности человек может вносить мир в отношение свое к другим людям и людей между со- бой» [Толстой, 1991, Т. 1, 306]. Программу борьбы с соблазном гордости можно свести к следующим практи- ческим правилам: ƒ сравнивай себя только с высшим совершенством, а не с людьми, которые мо- гут быть «ниже» тебя; ƒ остерегайся мыслей о том, что ты лучше других и что у тебя есть такие доб- родетели, каких нет у других; ƒ старайся не думать о себе хорошее; если не можешь думать о себе дурное, то знай, что дурно уже то, что ты не находишь в себе дурного; ƒ радуйся осуждению, остерегайся похвалы, бойся одобрения; ƒ постоянно лови себя на гордых мыслях; ƒ не бойся и не избегай унижений; ƒ не старайся скрывать от себя постыдных воспоминаний о своих грехах; ƒ смотри на грехи ближнего только сквозь призму своих собственных прегре- шений; ƒ не позволяй укореняться в своем сердце чувству довольства собой и своей жизнью; ƒ не считай зазорным учиться у других, в том числе и тех, кто «глупее» и «злее» тебя: мудрый, смиренный человек ценит всех, ибо в каждом замечает хо- рошее [Толстой, 1993, 333–343; Толстой, 1991, Т. 1, 34–35, 128–129, 251–252, 305– 307, 419–421; Т. 2, 134–135, 208–209]. Усилие правдивости – одна из добродетелей разумной нравственной жизни. Правдивость – враг суеверия. Толстой определял суеверие как «принятое на веру ложное учение». Освобождает от суеверия только правдивость – перед людьми и перед самим собой. Согласно Толстому, правдивость есть знание и исповедание истины на основе требований разума. «Хотя бы весь мир признавал учение истин- ным и как бы древне оно ни было, человек должен проверять его разумом и смело откидывать, если оно не сходится с требованиями разума» [Толстой, 1993, 344]. «Все суеверия: и государства, и науки, и ложной религии,– есть только извращения мысли, и потому избавление от них возможно только приложением к ним требова- ний истины, открываемой разумом» [Толстой, 1993, 345–346]. Усилие разума: борьба с суевериями. Ключевым понятием, выражающим суть борьбы с суевериями, является разум. Для Толстого разум есть высшая ценность жизни. Он стоит в одном ряду с основными духовными началами бытия: верой, ду- шой, Богом. Разум определяет свободу и истину. Познание истины делает человека свободным только в силу того, что эта истина открывается разумом. Главную ценность разума Толстой усматривает в том, что разум «один во всех людях». Общение людей, воздействие их друг на друга основано именно на разуме. Для каждого человека обязательно требование единого во всех разума. Тем самым разум оказывается единственно надежным критерием духовного и практического знания, наиболее достоверным средством духовного общения и единения людей, являясь выражением человеческой природы. Он «соответствует единству Бога и вселенной». Разум есть единственное средство «сделать душу отражением, зерка- лом высшего единства» [Толстой, 1991, Т. 1, 347]. Толстой отличает разум от ума. Ум, по мнению мыслителя, «есть способность понимать и соображать жизненные мирские условия», разум противоположен уму. Разум – «божественная сущность

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=