ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012

358 лать. Левину досадно было и на Степана Аркадьевича за то, что по его беспечности не он, а мать занималась наблюдением за преподаванием, в котором она ничего не понимала, и на учителей за то, что они так дурно учат детей; но свояченице он обе- щал вести учение, как она этого хотела» [Толстой, 2012. № 1]. Л. Н. Толстой в статьях «О воспитании» и «Воспитание и образование» отмечает, что воспитание должно идти в неразрывной связи с обучением. Писатель был глубоко убеждён, что «человеку при рождении даётся в дар своеобразный сосуд – душа, чистая и незапятнанная. Человек жизнь свою, прежде всего, должен расходовать на самоусо- вершенствование. И смысл жизни заключён во всепрощении, в жизни для других, в полном самопожертвовании». Поэтому основная нагрузка ложится на нравственное воспитание, которое, с точки зрения Л. Н. Толстого, имеет первостепенное значение. Подтверждение данных позиций можно найти во многих произведениях писа- теля. Так, в романе-эпопее «Война и мир» представлены разные модели нравствен- ного воспитания в семьях Ростовых, Болконских и Курагиных. Ростовы воспитывали и растили своих детей в атмосфере любви, взаимопони- мания, гармонии, вследствие чего детям были привиты и любовь к искусству, и тяга к культуре, и народная органичность, которую Толстой считает неотъемлемой ча- стью духовного мира истинно русского человека. Не зря Толстой самым любимым своим героем считал Наташу Ростову. Это самый противоречивый персонаж. Много проблем выпадает на ее долю. Но именно эти проблемы и делают ее сильнее, фор- мируя в ее сознании такие ценности, как верность, доброжелательность, сострада- ние, милосердие, альтруизм и др. Воспитание Марии и Андрея Болконских существенно отличается от воспита- ния Ростовых. Отец воспитывал их со строгостью и крайней требовательностью, но, несмотря на это, душа каждого члена семьи проникнута любовью друг к другу, глу- бокой сердечностью, а также близостью к народу. Воспитание в семье Курагиных проходило в атмосфере корысти, зависти, все- общего расчета и бездуховности. Безнравственность, допускаемая в их роду, стано- вится нормой жизни (Элен и Анатоль Курагины) [Толстой, 2012. № 2]. Первостепенное значение нравственного воспитания мы можем найти и в ро- мане «Анна Каренина»: « – Только бы были лучше меня. Вот все, чего я желаю. Вы не знаете еще всего труда,– начал он [князь Львов],– с мальчиками, которые, как мои, были запущены этой жизнью за границей. – Это все нагоните. Они такие способные дети. Главное – нравственное воспи- тание. Вот чему я [Левин] учусь, глядя на ваших детей» [Толстой, 2012. № 1]. Так же стоит отметить, что в произведениях писателя нравственное воспита- ние очень тесно связано с семейным воспитанием и ролью семьи в формировании положительного примера у воспитанников. Лев Николаевич отмечает, что в воспитании должна быть мера, а «крайность ни в чем не хороша» [Толстой, 2012. № 3]. В подтверждение данных слов автор при- водит две крайние модели семейного воспитания: «…когда нас воспитывали, была одна крайность – нас держали в антресолях, а родители жили в бельэтаже; теперь напротив – родителей в чулан, а детей в бельэтаж. Родители уж теперь не должны жить, а все для детей» [Толстой, 2012. № 1]. «В Петербурге дети не мешали жить отцам. Дети воспитывались в заведениях, и не было этого, распространяющегося в Москве – Львов, например,– дикого понятия, что детям всю роскошь жизни, а ро- дителям один труд и заботы. Здесь понимали, что человек обязан жить для себя, как должен жить образованный человек» [Толстой, 2012. № 1]. В произведениях Льва Николаевича с нравственным и семейным воспитанием тесно переплетается патриотическое воспитание. Так, в романе-эпопее «Война

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=