ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012

357 Н. И. Ешкина Тула, Россия ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ НА СТРАНИЦАХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Л. Н. ТОЛСТОГО Значительное влияние на мировую философско-педагогическую мысль оказа- ли педагогические идеи Льва Николаевича Толстого. Писатель описывает на стра- ницах произведений взгляды на образовательный процесс в целом и на различные средства формирования гармонически целостной личности в частности, отвечает на вопрос, каким должен быть настоящий учитель, разрабатывает теоретические и практические основы свободного обучения и воспитания, создает теорию гумани- стического воспитания. Педагогические идеи, высказанные в XIX веке, и сейчас ак- туальны и применимы в условиях современного мира. В произведениях писателя мы находим его взгляды на основные категории пе- дагогики – образование, обучение и воспитание. Так, Л. Н. Толстой характеризует проблемы развития образования и выступает против господствующего догматизма в современном ему образовательном процессе. «Образование должно исходить из жизни. Но это отнюдь не означает, что в школу должны быть перенесены жизненные приемы познания. Педагогика должна нараба- тывать свои методы, позволяющие эффективно классифицировать те наблюдения, которые произвела жизнь… Главное средство для приобретения знаний есть непо- средственное отношение к явлениям, требующим полной свободы» [Толстой, 2012. № 3]. Подтверждение данного тезиса мы находим на станицах романа «Анна Каре- нина»: «Ему [Серёже Каренину] было девять лет, он был ребенок; но душу свою он знал, она была дорога ему, он берег ее, как веко бережет глаз, и без ключа любви никого не впускал в свою душу. Воспитатели его жаловались, что он не хотел учиться, а душа его была переполнена жаждой познания. И он учился у Капитоны- ча, у няни, у Наденьки, у Василия Лукича, а не у учителей. Та вода, которую отец и педагог ждали на свои колеса, давно уже просочилась и работала в другом месте» [Толстой, 2012. № 1]. Лев Николаевич отмечает, что если учебный процесс отвлечен от жизни, а уче- ба сводится только к схоластичному зазубриванию учебного материала, то и мо- ральные и интеллектуальные потребности ребенка остаются невостребованными. И на примере Серёжи Каренина, показывает, что развитие ребенка происходит не столько путем принудительного обучения в школах или на дому, сколько его разви- вает и воспитывает окружающая среда и сама жизнь. Л. Н. Толстой обращает внимание на организацию процесса обучения в совре- менных ему учебных заведениях и отмечает самый главный минус учебного про- цесса в гимназиях второй половины XIX века – это ориентация только на интеллект ребенка, и пренебрежительное отношение к духовному миру воспитанника. Так, в подтверждение этого тезиса можно привести пример обучения Гриши Облонско- го. Он, как и его родители видит целью образования, прежде всего, социальное бла- гополучие, достигаемое при помощи статуса, который и дает это самое традицион- ное обучение. О прикладных знаниях в частности и об общей пользе знания в этой семье речь не идет. «Гриша, уже поступивший в гимназию, летом должен был по- вторять уроки. … Левин вызвался заменить её [Дарью Александровну]; но мать, ус- лыхав раз урок Левина и заметив, что это делается не так, как в Москве репетировал учитель, конфузясь и стараясь не оскорбить Левина, решительно высказала ему, что надо проходить по книге так, как учитель, и что она лучше будет опять сама это де-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=