ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012
355 напряженные духовные искания, драматические потрясения и кризисы, пересмотр прежних жизненных позиций и стремление всегда и во всем “дойти до корня”. Ин- дивидуальность авторского видения постигается учениками через изучение развер- нутого во времени анализа психологического мира личности, осознание поэтапного и последовательного изображения эволюции внутреннего состояния персонажа у Толстого. Учащиеся отмечают, что, изображая внешний облик героев, писатель любит повторять деталь, черту, заставляя читателя запомнить ее и уловить разные ее оттенки. Толстой – непревзойденный мастер пейзажа, и знаменитый образ- символ (дуб по дороге в Отрадное) воспринимается учениками неотделимым от об- раза Андрея Болконского. При работе над текстами возможны разнообразные коммуникативно-ориенти- ровочные и языковые упражнения (подстановочные, трансформационные, репро- дуктивные), специально предназначенные для формирования навыков употребления определенных структурных моделей в устной речи. Процесс изучения и преподавания русской классической литературы в вузах Армении базируется на традиции, т. е. в основном монографическом изложении с акцентированием идейно-тематического анализа произведений. Однако глубокие и существенные изменения, происходящие в последнее десятилетие, выдвигают не- обходимость модификации принципов организации лекционного материала. Студенческая аудитория все больше становится "иностранной", так как уро- вень владения русским языком зачастую невысок, а знание русской литературы сла- бо. При составлении лекционных и семинарских учебных курсов учитывается принцип доступности материала и по форме его изложения в лекции, и легкости/ трудности самих художественных текстов; принцип интенсификации речевого раз- вития студентов. Изучение определенной темы, объяснение теоретического понятия (с учетом того, что определения литературоведческих категорий не вполне совпа- дают в литературоведении разных стран) сопровождается введением кратких сведе- ний о типологически сходных явлениях, об иных разновидностях жанра и т. п. Ко- ординируются учебные программы по русской литературе и страноведению, лин- гвистическому анализу художественного текста. Приоритетной задачей представля- ется не столько овладение какой-то суммой знаний по предмету, сколько приобще- ние студентов к пониманию единства общеевропейского литературного процесса и восприятию мировой литературы как системы, подчиняющейся определенным за- кономерностям. Эпиграфом ко всему художественному творчеству Л. Н. Толстого могут стать слова Николая Ростова в одном из эпизодов «Войны и мира": "Und vivat die ganze Welt!" "И да здравствует весь мир!" Толстовские образы порождают культурно- исторические ассоциации, ставят вопросы межнациональных связей, сами являются нитями этих связей. Художественный мир Толстого насыщен поэтическими идеями и образами разных литератур и разных стран. Взаимодействие с другими культура- ми, которыми проникнута эпопея "Война и мир", способствует обогащению как ка- ждой национальной, так и мировой литературы. Показать, как наследие Толстого становится итогом векового развития русской литературы и русского общественно- го сознания, одним из главных факторов мирового литературного процесса, помога- ет изучение литературных связей и влияний, типологических аналогий. Факты личного общения Толстого с армянской интеллигенцией, оценки тех или иных явлений армянской культуры, воссозданные по дневникам, письмам, вос- поминаниям современников, выявляют значительность его культурно-национальной деятельности. Отзывы о творчестве Толстого армянских писателей А. Ширванзаде, Нар-Доса, Лео, Ав. Исаакяна, пространные или лаконичные, неизменно проница-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=