ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012

353 торская», «Научно-исследовательская», «Тестовая», «Этнопедагогическая», «Крае- ведческая», «Интерпретация фотографий») и конкурс театрализованных миниатюр. Конкурсная программа каждого этапа проекта включала задания, связанные с педа- гогическим творчеством Л. Н. Толстого. Подводя итоги проектно-исследовательской деятельности с первокурсниками в 2011/2012 уч. г., эксперты (студенты старших курсов, аспиранты и магистранты кафедры педагогики) отметили, что студенты I курса достаточно хорошо усвоили педагогические взгляды Л. Н. Толстого на разных этапах его образовательной дея- тельности, могут различать, выделять в педагогической системе Толстого основные положения, главные педагогические категории, понятия, отличительные черты, многие из них вполне грамотно оценивают значимость его педагогического насле- дия для решения проблем отечественного образования XIX–XX вв. и для организа- ции учебно-воспитательного процесса в современной школе. Анализ продуктов их творческой деятельности (эссе, тематические портфолио, презентации, рефераты, отчеты об участии в педагогических чтениях, конференциях, олимпиаде по педаго- гике, заметки в студенческую газету и др.) свидетельствует о том, что 2/3 студентов овладели элементарными умениями синтезировать и обобщать информацию, полу- ченную из разных историко-педагогических источников, в том числе с использова- нием современных информационно-коммуникационных технологий, выявлять ис- торические особенности региональной культурной образовательной среды для раз- работки программ культурно-просветительской деятельности. Первокурсники с удовольствием участвовали в этом учебном году во всех ви- дах интерактивного обучения, инициируемых преподавателями кафедры педагогики и студентами старших курсов факультета истории и права. Результаты опроса, про- веденного в конце учебного года, показали, что наибольшую активность первокурс- ники проявляли в тех видах деятельности, которые были связаны с изучением наследия Л. Н. Толстого. А на вопрос «Какую тему Вы можете предложить для сво- его курсового исследования в следующем году?» около 40 % студентов выбрали толстовскую тематику. Использование интерактивных технологий на I курсе факультета истории и права и факультета русской филологии и документоведения при изучении педаго- гического наследия Л. Н. Толстого, на наш взгляд, способствует более эффективно- му проектированию и осуществлению профессионального самообразования и само- развития всех субъектов педагогического процесса. При этом важное значение для решения учебно-познавательных, коммуникативно-развивающих и социально-ориен- тированных задач имело организованное нами взаимодействие студентов старших и младших курсов. Выступая в роли организаторов деятельности первокурсников, студенты III курса не просто применяют приобретенные за три года обучения в вузе педагогические знания, но и отрабатывают новые навыки и умения, разрабатывают стратегию и действия; демонстрируют, что и как они способны на практике исполь- зовать из усвоенного. Делясь своими знаниями и опытом деятельности, студенты берут на себя часть обучающих функций преподавателя, что повышает их мотива- цию и способствует большей продуктивности обучения. В ходе интерактивного взаимодействия студенты III курса обучают через свой опыт первокурсников и в то же время все студенты переживают конкретный опыт, осмысливают его и совмест- но занимаются рефлексией. Интерактивные методы создают реальные условия для проявления и развития таких функций личности студента, как избирательная, кри- тическая, рефлексивная, смыслотворческая, функция волевой саморегуляции. В условиях интерактивного обучения у студентов развивается личностная от- ветственность за принимаемые решения, изменяется локус контроля, усиливается

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=