ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012
352 ведения, о том, как, несмотря на тяжелые испытания XX века, школа не умерла, а продолжила свое развитие, где процесс воспитания исходит из Толстовских педа- гогических убеждений до сих пор. Все это доказывает лишь одно: идеи Льва Нико- лаевича являются бессмертными, а Яснополянская гимназия – это Школа-памятник Л. Н. Толстому!». Александра С. : «После посещения яснополянской гимназии, испытывая вдохно- вение и гордость за своего земляка, мы отправились в музей-усадьбу Ясная Поляна, где некоторые из нас попробовали себя в качестве экскурсоводов. Больше всего мне понравилось, как Лена Краюшкина уверенно рассказывала разные интересные исто- рии про уникальные места в усадьбе, про воспитательные традиции в семье Толстых. К нам пристроились посетители усадьбы, думая, что это настоящий экскурсовод». Максим Б. : «Трудно сказать, что каждый из студентов-историков усвоил с это- го необычного семинара. Кому-то просто понравилось проводить время с любимы- ми однокурсниками в Ясной Поляне (место необыкновенно красивое!), а кто-то, возможно, задумался о важности профессии педагога в современном мире. Но ясно одно: каждый из ребят, скорее всего, про себя подумал: «Побольше бы таких семи- наров!». Про себя скажу, что захотелось поближе познакомиться со статьями Толс- того и перечитать его «Детство», «Азбуку»…». На базе Яснополянской гимназии в рамках внеаудиторной работы по педаго- гике была организована интерактивная игра «Наш великий земляк – Лев Николае- вич Толстой». Инициаторами игры были студенты третьего курса, которые, участ- вуя в конкурсе социально-педагогических проектов «Сегодня – студент, завтра – Учитель Года!», разработали и реализовали с первокурсниками три проекта. Игра в гимназии была направлена на расширение, углубление и проверку знаний о педа- гогической, литературной и общественной деятельности Льва Николаевича Толсто- го. Для восьми студентов 3 курса это был зачетный проект, подготовка к нему ве- лась в течение трех недель. Первый этап проводился заочно (первокурсники писали эссе и составляли тематическое портфолио), а задания финального этапа выполня- лись в командах на «станциях» «Педагогическая», «Литературная», «Толстой и Ту- ла», «Мировоззрение Толстого» с применением информационных технологий. Пер- вокурсники отвечали на вопросы, связанные с жизнью самого писателя, его близких родственников, показывали эрудицию в области русской литературы и краеведении. Задания были настолько увлекательны, что даже, когда неожиданно в актовом зале гимназии отключилось электричество, это не остановило наших студентов и они, подсвечивая себе сотовыми телефонами, продолжали отвечать на вопросы и разга- дывать кроссворд. Лучшие участники заочного тура и финальной игры были на- граждены грамотами и книгами Л. Н. Толстого. Кульминационным этапом использования интерактивных технологий в изуче- нии педагогического наследия Толстого в первом семестре можно считать конкурс театрально-педагогических проектов «Школы прошлого и настоящего». В разработке и защите проекта участвовали команды первокурсников (3 академические группы). Наставниками (тьютерами) выступали студенты 3 курса факультета истории и права и магистранты кафедры педагогики. Написание сценария, подготовка презентации, репетиции настолько увлекли студентов, что многие из них предложили провести по- добный конкурс и в следующем семестре. Проект «Школа Л. Н. Толстого» (по днев- никовым записям Толстого о его деятельности в Яснополянской школе) оказался лучшим не случайно. Ведь так глубоко и достаточно длительно студенты не изучали ни одну другую школу. А главное, как они сами отметили, «это – наше, родное!». Во втором семестре в рамках проекта студентов I–III курсов «Изучаем педаго- гику вместе» были проведены конкурс педагогических эссе, игра по станциям («Ав-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=