ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012
351 лестное дело» Л. Н. Толстого в Ясной Поляне»; «Только личность может дейст- вовать на развитие и определение личности» (Л. Н. Толстой и К. Д. Ушинский; Л. Н. Толстой и Н. Ф. Бунаков; Л. Н. Толстой и Н. И. Пирогов); 2) «Школы века» («Школа Л. Н. Толстого», «Школа Марии Монтессори» и др.); 3) «Педагогические категории» («Педагогическая азбука», «Историко-педагогический визуальный сло- варь», составленные на основе изучения работ Л. Н. Толстого); 4) «Педагогические книги наших земляков» («Азбука», «Родное слово»); 5) «Педагогические традиции в Тульском крае»; 6) «Даты основных педагогических событий» и др. Результаты и формы представления студенческих проектов: реферативно- исследовательские работы; буклеты; компьютерные презентации; тематическое портфолио (или составление базы данных, например, на тему «Культурно-просве- тительская деятельность Л. Н. Толстого»); видеоролики; сценарий педагогического вечера, посвященного Л. Н. Толстому; сценарий интеллектуальной игры (блиц-тур- нир, педагогический аукцион); доклады для учащихся лицея; Web-квест (электронная мини-энциклопедия); иллюстрированный тезаурус, эссе; создание виртуального педа- гогического музея; сценарий читательской конференции «Образ учителя в произведе- ниях Л. Н. Толстого»; телекоммуникационная (или виртуальная) экскурсия «Педаго- гическая Тула». Выполнение такого рода заданий завершается публичной защитой первокурсников, в которой принимают активное участие, как организаторы и экспер- ты, студенты старших курсов факультета истории и права и факультета русской фи- лологии и документоведения, магистранты и аспиранты кафедры педагогики. Особый интерес вызывают у студентов практические занятия в форме «круг- лых столов» в Яснополянской гимназии им. Л. Н. Толстого и авторских педагогиче- ских экскурсий на территории музея-усадьбы «Ясная Поляна» (2 раза в семестре). Вот некоторые выдержки из эссе первокурсников о таких занятиях. Влад Л. : «Наше занятие началось с посещения Яснополянской гимназии № 2, и первым человеком, который нас встретил, был Александр Александрович Сухору- ков, заместитель директора гимназии, кандидат педагогических наук – выпускник нашего университета. Во время «круглого стола» мы его буквально засыпали вопро- сами. Он рассказал о тех традициях обучения, которые соблюдают в этом учебном заведении. Здесь ценят педагогический опыт нашего великого земляка Льва Нико- лаевича Толстого, который, кстати говоря, был не только писателем, мыслителем и публицистом, но и… музыкантом! Да-да, причем первокурсники смогли в этом уди- вительном месте услышать вальс, сочиненный этим великим человеком, оставив- шим для нас неповторимое духовное наследие, которое мы ценим до сих пор…». Андрей Л. : «На меня произвело большое впечатление посещение музеев Ясно- полянской гимназии. В школьном литературном музее представлена уникальная экспозиция, посвященная тем людям, которые продолжали педагогические тради- ции Л. Н. Толстого: его дочь – Александра Львовна – основательница гимназии, Га- лина Николаевна Пирогова – создательница музея, Д. П. Маковицкий – друг и еди- номышленник писателя и другие. Все эти люди пронесли педагогические идеи Л. Н. Толстого через всю свою жизнь… А в музее истории школы нам подробно рассказали, с чего начиналась педагогическая деятельность нашего земляка, как бы- ла построена яснополянская школа (впоследствии – гимназия), какие люди просла- вили это учебное заведение, какова была судьба школы в период Великой Отечест- венной войны и каким современным тенденциям следуют сейчас ее педагоги». Мария З. : «Меня удивило то, как популярен Толстой и его учение даже в Япо- нии, где местных детей обучают грамоте именно по Азбуке Л. Н. Толстого…». Ольга К. : «Я с большим волнением посмотрела фильм, снятый учениками яс- нополянской гимназии. В фильме говорилось о нелегкой судьбе этого учебного за-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=