ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012

350 В ТГПУ им. Л. Н. Толстого студенты знакомятся с педагогическими идеями великого мыслителя уже в первый день учебного года. На кафедре педагогики сло- жились определенные традиции пропаганды и изучения педагогического наследия Толстого (семинары по истории педагогики, спецкурсы, учебные конференции, олимпиада по педагогике, курсовые работы, учебные экскурсии и др.). Современная ориентация образования на формирование компетенций как го- товности и способности человека к деятельности и общению предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых участник образовательного процесса может проявить не только интеллектуальную и познавательную актив- ность, но и личностную социальную позицию, свою индивидуальность, позволяю- щую выразить себя как субъект обучения. Одним из условий эффективного форми- рования компетенций является развитие соответствующего опыта деятельности и общения в режиме интерактивного обучения. Наиболее часто термин «интерактивное обучение» упоминается в связи с ин- формационными технологиями, дистанционным образованием, использованием ре- сурсов Интернета, а также электронных учебников и справочников, работой в ре- жиме online. Мы рассматриваем интерактивное обучение как, прежде всего, диало- говое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие студентов и пре- подавателей в условиях организации и проведения различных форм учебных заня- тий и внеаудиторной работы по педагогике. Интерактивные технологии обучения – это организация познавательного процесса на основе коллективного участия, взаи- модействия и взаимопонимания студентов и преподавателей. В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки «Пе- дагогическое образование» первокурсники уже в первом семестре должны усвоить основные педагогические категории и познакомиться с авторами педагогических идей, концепций, систем, школ, наиболее значимых для целостного представления о развитии образования на конкретном этапе всемирного историко-педагогического процесса. В каждом разделе программы первого модуля дисциплины «Педагогика» имеется достаточно большое количество персоналий, идей и концепций, образова- тельных моделей, законодательных актов. Учитывая особенности содержания этого учебного курса, а также то, что наш контингент – это вчерашние школьники, кото- рые еще только начинают постигать азы вузовского образования, мы стараемся ис- пользовать активные и интерактивные формы проведения занятий. Например: орга- низация лекций с презентациями, выполненными с помощью мультимедийных тех- нологий; обеспечение студентов сопутствующими раздаточными материалами – опорными конспектами с целью активизации их работы по усвоению материалов учебного курса; на основе проблемно-ориентированного междисциплинарного под- хода осуществляется разбор конкретных педагогических ситуаций (кейс-техноло- гии), а также проводятся учебные дискуссии и конференции, дидактические и роле- вые игры; разработка и реализация социально-педагогических проектов, в которых участвуют студенты с первого по выпускной курс. Изучение педагогического наследия Л. Н. Толстого в ходе учебных занятий и внеаудиторной работы с помощью интерактивных технологий способствует ус- воению студентами ценностно-смысловых основ профессионально-педагогической деятельности и позволяет проектировать стратегии личностного и профессиональ- ного роста. В рамках самостоятельной работы по дисциплине «Педагогика» студенты I курса выполняют групповые проблемно-реферативные, информационно-исследо- вательские, творческие задания-проекты, которые мы условно объединили по на- правлениям: 1) «Выдающиеся педагоги и просветители» (« «Поэтическое» и «пре-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=