ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012
35 и почувствуешь свободу» [Толстой, 1993, 327]. Самоотречение – есть единственный выбор человека, живущего нравственной жизнью. Понимая это, человек разумно, а значит, свободно делает выбор в пользу самоотречения, отрекаясь от своей воли и сливаясь с высшим законом: «своя воля никогда не удовлетворяет, хотя и испол- нились все ее требования. Но стоит только отказаться от нее – своей воли, и тотчас же испытываешь полное удовлетворение». Толстой считает, что самоотречение есть «единственная истинная доброде- тель », которая возникает как чувство «ненависти к себе», потому что человек в силу своей животной телесной природы «достоин ненависти своей похотли- востью». Самоотречение признается Толстым как добродетель, потому что мотиви- руется поисками Бога: «ненавидя себя, человек ищет существо, достойное любви. Но так как мы не можем любить ничего вне нас, то мы вынуждены любить сущест- во, которое было бы в нас, но не было бы нами, и таким существом может быть од- но – всемирное существо» [Толстой, 1993, 323]. Таким образом, самоотречение предполагает жертву, т.е., по существу, отказ от привычных условий жизни, отказ от телесных удовольствий жизни. В этом смыс- ле самоотречение, непосредственно связанное с неделанием, выражает закон непро- тивления, так как всякая ненасильственная борьба со злом необходимо предполага- ет возможность жертвы человеческой жизни во имя высших духовных целей. В жизни каждого отдельного человека и всего человечества действует один и тот же закон,– считает Толстой: «для того, чтобы улучшить жизнь, надо быть готовым от- дать ее» [Толстой, 1993, 330]. Этот «закон самоотречения» является необходимой частью универсального «закона любви». Толстой не ограничивается только рас- смотрением общего смысла и назначения «закона самоотречения», он намечает и конкретные пути его реализации. Одно из правил самоотречения, по Толстому, гласит: «Единственно радостное дело жизни – это растить свою душу, а для роста души нужно отречение от себя. Начинай отречение в малых делах. Когда приучишь себя к отречению в малых, осилишь отречение и в больших» [Толстой, 1993, 330]. Усилие смирения. Усилие самоотречения есть средство борьбы с грехами, уси- лие смирения способствует избавлению от соблазнов. Согласно Толстому, соблазн – это ложное представление человека о своем отношении к миру [Толстой, 1993, 71]. Изменить это отношение можно только усилием смирения. Смысл смирения – в единении с другим: в соединении души с Богом, в соеди- нении с людьми любовью, наконец, в единении со всем живым. Главный путь, ве- дущий к смирению, – покаяние как преодоление соблазна гордости. Преодоление гордости через покаяние, согласно Толстому, это признание в себе вины греховно- сти, «порицание в себе дурного», «чистка души, приготовление ее к принятию доб- ра». В широком смысле покаяние – это осознание человеком своей конечности, тварности, понимание «своей греховности, т. е. неисполнения всего того, что чело- век мог бы и должен сделать, но не сделал». Таким образом, покаяние – это усилие, которое направлено к идеалу нравственного совершенствования («совершенствова- нию всегда предшествует покаяние»). Покаяние определяет степень готовности че- ловека к совершенству: «Человек тем лучше, чем он быстрее движется к бесконеч- ному совершенству, независимо от той ступени, на которой находится. Быстрота же движения всегда зависит от степени довольства или недовольства собой» [Толстой, 1991, Т. 1, 417]. Смирение обусловлено, прежде всего, знанием, мудростью, разумом. Именно мудрость, мудрое отношение к жизни, помогает преодолеть такие соблазны, как со- блазн гордости, быть снисходительным к другим, при строгом и пристрастном от- ношении к себе. Смирение дает возможность избежать раздора и борьбы, культиви-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=