ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012

349 ствий, выработали свои культурные нормы, кодекс адыгских правил и законов под названием «Адыгэ Хабзэ». Они соответствовали рыцарским представлениям о том, как должен себя вести простой человек или воин, когда нападают на его дом и при- ходится защищаться. «Адыгэ Хабзэ» регулировало все аспекты жизни общества, поддерживало моральные рамки и управляло хозяйственной деятельностью. Это был морально-этический кодекс черкесского народа – адыгский этикет. Он сплотил народ, спас его от полного исчезновения. Благодаря этому кодексу адыги сохраняли самобытность на протяжении тысячелетий и консолидировались в самые тяже- лые моменты жизни. Выступления приглашенных гостей, студентов-соотечественников чередуются с национальными плясками, столь любимыми нашими студентами, песнями о собы- тиях Кавказской войны. Многие иностранные студенты – наши соотечественники мастерски играют на национальных инструментах – гармошке, барабане. Юноши и девушки обязательно исполняют «Танец на пальцах», появившийся в те далекие скорбные дни. По преданиям, раненые, видя, как танцующие терпят в танце невы- носимую боль, но не перестают танцевать (почти по-толстовски), сдерживались, стараясь никому не показывать своего тяжелого состояния. Студенты-иностранцы декламируют полюбившиеся им стихи о Кавказе А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова. Со сцены звучат строки из произведений мест- ных поэтов о трагедии адыгского народа. Торжественное мероприятие обычно завершается просмотром фрагментов из на- учно-популярной трилогии: «Черкессия» (2007 г.), «Адыгэ Хабзэ» (2009 г.), «Чужбина» (2011 г.). В трех частях киноэпопеи рассказывается о мужестве народа, сумевшего с достоинством пережить национальную трагедию: вопреки всем невзгодам и тяжким испытаниям адыгский народ не исчез, а сумел выстоять, сохранить свой высокий, созидательный потенциал. С. А. Воронина Тула, Россия ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ Л. Н. ТОЛСТОГО НА I КУРСЕ Одной из долгосрочных проблем высшего профессионального образования является проблема формирования профессионально-компетентной личности буду- щего педагога, умеющего самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи, осознавать личностную и общественную значимость своей деятельности. В педвузе, носящем имя Л. Н. Толстого, важным средством ее решения является глубокое и систематическое изучение духовного наследия великого земляка. Л. Н. Толстой впервые в истории русской педагогики попытался связать проблемы целей, содержания, методов обучения и воспитания с развитием ответственности человека по отношению к самому себе. Отстаиваемая им идея свободного развития ребенка предполагала формирование нового типа общения учителей и учащихся, который способствовал бы познавательной активности и творчеству детей. Его пе- дагогическое творчество можно рассматривать как пример решения профессио- нально-педагогических задач, образец преодоления стереотипов, столь необходи- мый в наши дни каждому человеку, родителю, воспитателю, педагогу, ученому.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=