ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012

348 Даже такие неискушенные читатели повести, как иностранные студенты, сразу же отметили, что Толстой поэтизирует образ главного героя. В его изображении – это красивый тип настоящего горца, внутренне благородного и жизнестойкого, спо- собного на оправданную жестокость в особых обстоятельствах, но вместе с тем вну- шающего глубокую и искреннюю симпатию. Хаджи-Мурат часто говорит послови- цами, которые заменяют ему ответы в затруднительных ситуациях. Эти пословицы знакомы с детства нашим студентам: «Веревка хороша длинная, а речь короткая»; «Всякому народу свой обычай хорош». Герой Л. Н. Толстого знает горские сказа- ния, легенды, любит песни. Они поддерживают его решения. Именно песня матери, вспомнившаяся Хаджи-Мурату в последнюю ночь, взволновала, взбудоражила его и подтолкнула к решительным действиям. Описывая трагическую смерть Хаджи-Мурата, Л. Н. Толстой прославил му- жество борьбы, силу сопротивления и любви к жизни. Великий писатель открыто сформулировал главную мысль своей повести: все живое до последних сил, до по- следнего вздоха должно бороться за жизнь. Надо сопротивляться, петь песни перед смертью, вставать, уже почти теряя сознание, и, умирая, не чувствовать смерти. Преподаватель напоминает учащимся начало повести: «…куст «татарника»… был переехан колесом, … но все-таки стоял. Точно у него вырвали кусок тела, выверну- ли внутренности, оторвали руку, выкололи глаза. Но он все-таки стоит и не сдает- ся…». Именно с этим цветком, известным своей неприхотливостью, выносливостью и стойкостью к жестоким природным условиям существования, ассоциируется у ав- тора Хаджи-Мурат. Метафора писателя замечательна активизацией читательского восприятия. Чтобы ярче выразить состояние героя – человека, обычная метафора принимает особый вид, разрастается. Происходит не просто перенос отдельных че- ловеческих качеств на объект природы, а он сам олицетворяется. Репей очеловечен деталями описания: у него есть стебель – тело, есть глаза, руки. Это метафора силь- ного, могучего и грозного человека. Это символ несгибаемой воли и силы сопро- тивления на поле жизненной битвы. Это оценка судьбы героя. Хочется отметить, что многочисленные повести и романы Л. Н. Толстого на данном этапе обучения еще остаются недоступными иностранцам для самостоя- тельного прочтения. Путь к великому писателю и к пониманию его произведений лежит через серьезную и кропотливую работу. Но сказанное позволяет надеяться, что изучение повести «Хаджи-Мурат» станет первым шагом на этом пути, который в перспективе создаст устойчивую мотивацию к чтению художественной литерату- ры на русском языке. Изучение повести Л. Н. Толстого обычно завершается большим внеклассным мероприятием, посвященном памяти адыгов – жертв Кавказской войны. Студенты- соотечественники приглашают репатриантов, вернувшихся на свою историческую родину и обосновавшихся в городах Кабардино-Балкарии, представителей черкес- ских диаспор. Мероприятие начинается литературно-музыкальной композицией в исполнении учащихся подготовительного отделения и студентов первых курсов факультетов университета. Участники – гости и старшекурсники в своих выступле- ниях, вспоминая исторические события Кавказской войны, приводят документаль- ные сведения о переселении народов, о трудностях и невзгодах, которые выпали на долю гордых и непокорных предков. Эти мухаджиры поколения Кавказского газа- вата никогда в сердцах не расставались с Кавказом. Их потомки родились и выросли вдали от исторической родины. Хотя они обрели черты народов, среди которых жи- вут, им удалось сохранить общие традиции, родной язык предков. Возвращаясь к трагическим событиям далекой истории, студенты вспоминают факты и свидетельства очевидцев о том, что адыги, оказавшиеся в зоне боевых дей-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=