ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012
347 вести цитаты для характеристики Хаджи-Мурата: могущественный и удалой, «зна- менитый своими подвигами наиб Шамиля», «человек внушительного вида», «не- обыкновенный воин». «Его хвалили за храбрость, ум, великодушие», «за рыцарское поведение». «Его походы и набеги были поразительны по необыкновенной быстро- те переходов и смелости нападений, всегда увенчивавшихся успехами». Он пользо- вался непререкаемым авторитетом и славой среди кавказских народов. Но наиболее пленительным в Хаджи-Мурате было беспредельное упорство в борьбе, несокру- шимость борца. Сам Шамиль, властвовавший над народами Кавказа, увидел в нем сильного соперника, которого ему следовало опасаться, и решил его убить. Хаджи- Мурату ничего не оставалось, как перейти к русским. Студенты по просьбе преподавателя находят в тексте комментарий писателя: «Для Воронцова, для петербургских властей, как и для большинства русских людей, знавших историю Хаджи-Мурата, история эта представлялась или счастливым обо- ротом в Кавказской войне, или просто интересным случаем; для жизни Хаджи- Мурата же это был страшный поворот в его жизни». Поняв, что русские не плани- руют в ближайшее время освобождать его семью, он решается бежать c доверенны- ми людьми. В перестрелке, при попытке скрыться в горах, Хаджи-Мурат погибает. Послетекстовые задания выводят учащихся на более высокий уровень восприя- тия текста – уровень смысла. Эти упражнения, в большей степени, речевые. Они на- правлены на понимание, побуждающее к языковому высказыванию, развивающее логическое мышление, на достижение углубленного восприятия прочитанной по- вести, осмысление идеи произведения. В арсенале преподавателя всегда имеются интересные идеи для активизации чи- тательского воображения. Особенно заинтересованно учащиеся работают с наглядным материалом. В этом отношении незаменимым источником их вдохновения становятся великолепные иллюстрации Евгения Евгеньевича Лансере к повести. По просьбе пре- подавателя учащиеся раскладывают их в порядке соблюдения логики изложения, нахо- дят соответствующий им эпизод в повествовании, описывают их своими словами. Глубокие впечатления оставляют у иностранных учащихся кадры имеющегося в интернете немого кино «Белый дьявол», снятого в Германии по мотивам повести Л. Н. Толстого в 1930 году. Режиссер фильма Александр Волков задействовал в главных ролях известных в то время актеров: Ивана Мозжухина, Лила Даговера и Бетти Амана. После повторного просмотра отдельных фрагментов учащиеся вос- станавливают содержание диалогов действующих лиц, передают по памяти соот- ветствующий им авторский текст. Учащиеся-иностранцы понимают, что Л. Н. Толстому удалось встать выше национальных пристрастий, симпатий и антипатий и мастерски показать в повести жизнь «по совести и правде». Религиозные верования кавказцев, особенности их быта, традиций, морали, раскрытие характеров проинтерпретированы с позиций ав- тора не просто объективно, но и с глубоким пониманием. Знакомя студентов с мировоззрением Л. Н. Толстого, преподаватель останав- ливается на вопросах, которые всегда волновали великого писателя, и стали цен- тральными в повести: проблемы взаимоотношения человека и власти, проблемы войны. Толстой отрицал войну, всякую войну, ибо считал, что все люди – братья и должны жить в мире. На примере трагической судьбы главного героя своей повес- ти он хотел показать бессмысленность войны, ее бесчеловечный характер. Вопреки философии непротивления, сторонником которой он считал себя, Л. Н. Толстой по- вествует о беспощадной и славной борьбе горских народов. Повесть не была закон- чена во многом, потому что ее художественное решение противоречило авторским религиозным и философским, но уже отвергнутым жизнью, убеждениям.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=