ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012

340 факторами; текст, взятый в событийном аспекте; речь, рассматриваемая как целена- правленное социальное действие, как компонент, участвующий во взаимодействии людей и механизмах их сознания (когнитивных процессах). Дискýрс – это речь, «погруженная в жизнь». Поэтому термин «Дискýрс», в отличие от термина «текст», не применяется к древним и др. текстам, связи которых с живой жизнью не восста- навливаются непосредственно [Арутюнова, 1998, 136-137]. В свете актуального сейчас антропоцентрического направления в языкознании несомненный интерес вызывает исследование именно подобных аспектов дискурса [Шилина 2011], когда восстановима социокультурная основа создания того или иного художественного произведения. Лексема власть , вынесенная в заголовок пьесы Л. Н. Толстого, как нам предс- тавляется, является ключевой для рассмотрения дискурсивного аспекта драмы «Власть тьмы, или Коготок увяз, всей птичке пропасть». Обратимся к репрезентации лексемы власть в словарях и в пьесе. В словарях встретились следующие значения. 1. «Власть, господство. Верхов- ная власть, правление, владычество. Деятельность наместника, управителя, должно- стного административного лица, ведающих, распоряжающихся чем-л. на местах.» 2. «мн. Органы власти, духовные и гражданские лица, облеченные властью» 3. «Об- ласть, находящаяся под одной верховной властью (княжество, удел, волость)» 4. «Властность, возможность, право поступать по своей воле. Сила, основанная на предоставляемом законом праве что-л. делать» [Словарь… ХI – ХVII вв., 1975, 221- 222]. В словаре П. Я. Черных толкуется слово «владеть» следующим образом: «осу- ществлять право собственности в отношении чего-л.; обладать чем-л.; управлять». «Власть» дано в этой же словарной статье как отглагольное существительное. По происхождению: из индоевропейского *ual- – «иметь силу, быть сильным» [Черных, 1999, т. 1, 156–157]. У Срезневского такие значения: «сила, могущество; власть, сво- бода, право; власть, господство; управление; страна, область» [Срезневский, 1989, т. 1, ч. 1, стб. 273–274]. Этимология ее очень прозрачна: идет она от сохранившегося до наших дней глагола владеть, обладать, вместо исконно русского ВОЛОСТЬ это сло- во заимствовано из церковнославянского, где оно, как и во многих других славянских языках, означало «область, территория, государство» [Фасмер, т. 1, 344]. В. И. Даль в своем словаре приводит эти два слова как отдельные, самостоятельные лексемы, отмечая, что власть – это «право, сила и воля над чем, свобода действий и распоря- жений» [Даль, 1999, т. 1, 213], волость – «стар. власть, правительственная сила... об- ласть, край, часть земли, государства...» [Даль 1999, т. 1, 234]. Более поздние словари русского языка уже представляют слово власть как многозначное, в качестве первого значения указывая обычно «Право управления государством, политическое господство. Прийти к власти» [Словарь: В 4 т., т. 1, 184], но далее указывается еще 2 значения: «Органы государственного управления, правительство. В городе долго существовало две власти ; Право и возможность рас- поряжаться, повелевать, управлять кем-, чем-либо. Власть председателя »; и одно переносное: «Могущество, господство, сила. Власть слова » [Словарь русского язы- кав: В 4 т., т. 1, 184]. Для текста Л. Н. Толстого характерно, что лексема «власть» употреблена всего 3 раза: в названии и в речи Никиты. Выражение «власть тьмы» из Библии стало частью названия драмы. В Еванге- лии от Луки (гл. 22, ст. 53) приведены слова Иисуса Христа, обращенные к тем, кто пришел брать его под стражу: «Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не под- нимали на Меня рук, но теперь – ваше время и власть тьмы » [ выделено нами .– А . Ш ., С . Ш .].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=