ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012
338 встречаются очень часто, в период увлечения Анатолем и расставания с князем Ан- дреем этих маркеров меньше. Л. Н. Толстой часто использует сопряжение временного значения с уступи- тельным и условным, иногда – со сравнительным. По мнению А. В. Чичерина, для верного восприятия текста «Войны и мира» очень важно «схватывать цельность диалектически связанных и в то же время внутренне разобщенных сложноподчи- ненных предложений, идея которых – во внутреннем и взаимном противодействии их частей» [Чичерин, 1953, 31]. В следующем СППв художественное время актуализировано в изображении внутренней речи героя (Пьера Безухова), его размышлений о том, как следует посту- пить. Время героя в художественном тексте изображается как субъективный процесс: И тотчас же ему пришла в голову мысль, что данное слово ничего не значит, потому что еще прежде, чем князю Андрею, он дал также князю Анатолю слово быть у него; наконец, он подумал, что все эти честные слова – такие условные ве- щи, не имеющие никакого определенного смысла, особенно ежели сообразить, что, может быть, завтра же или он умрет или случится с ним что-нибудь такое не- обыкновенное, что не будет уже ни честного, ни бесчестного. Время становится одним из образов романа: В конце 1806 года, когда получены были уже все печальные подробности об уничтожении Наполеоном прусской армии под Иеной и Ауерштетом и о сдаче большей части прусских крепостей, когда войска наши уж вступили в Пруссию, и началась наша вторая война с Наполеоном, Анна Павловна собрала у себя вечер; В октябре, в то время как французы бежали к Смоленску, этих партий раз- личных величин и характеров были сотни. Были партии, перенимавшие все приемы армии, с пехотой, артиллерией, штабами, с удобствами жизни; были одни казачьи, кавалерийские; были мелкие, сборные, пешие и конные, были мужицкие и помещи- чьи, никому не известные. Был дьячок начальником партии, взявший в месяц не- сколько сот пленных. В следующем СППв союзом в то время как сопрягаются два события – жизнь и смерть: В то время как у Ростовых танцевали в зале шестой англез под звуки от ус- талости фальшививших музыкантов, и усталые официанты и повара готовили ужин, с графом Безуховым сделался шестой удар. Антиномия жизни и смерти – одна из ключевых идей романа. Мастерство Тол- стого проявляется, в частности, в том, что «полнота в изображении жизни ни в од- ном из эпизодов не оскудевает: переходы с одного на другое не образуют «мелька- ния» происшествий. Напротив, связь с целым только раскрывает смысл каждого изображаемого события» [Чичерин, 1953, 72]. Наряду с СППв, время в романе актуализируется разнообразными лексико- грамматическими средствами. Единицы измерения времени ( минута, час, год и др.) и временные интервалы выполняют не только функцию временной ориентации, но и могут сообщать ситуации некоторые аспектуальные характеристики: указывать на длительность действия, события или состояния и на регулярную повторяемость. В романе лексема время (во всех падежных формах) встречается 956 раз [Частотный словарь романа Л. Н. Толстого "Война и мир», 1978]. Это говорит о том, что Тол- стому было важно показать динамику действия в романе, развитие событий, а также развитие характеров героев, изменение их отношения ко времени жизни. Актуализация времени в романе подтверждается частотностью лексики с вре- менной семантикой, используемой в анализируемых СПП. Нами проанализировано 112 СПП с контактными словами, функции которых выполняют временные лексемы: минута (49), время / времена (28), день (15), мгно-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=