ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012

337 Актуализация времени особенно проявляется в синтаксическом строении текста романа. Художественное время актуализируется в романе, в частности, бла- годаря сложному строению речи, образующему внутренние связи и имеющему ком- позиционный смысл, поскольку эти связи приобретают значение для романа в це- лом, в особенности для раскрытия динамики и единства образа. Благодаря синтаксической связи, которую А. В. Чичерин назвал «одной из тех бесчисленных и тонких нитей, которые образуют единство всего романа», мы мо- жем видеть, как «прошлое постоянно просвечивает в настоящем благодаря динами- ческому характеру каждой клеточки, входящей в состав литературного образа» [Чи- черин, 1953, 31]. Текст передает интенсивность движения времени. Особую роль играют как грамматические маркеры (глаголы движения, создающие атмосферу динамики, сложноподчиненные предложения с придаточными времени (далее – СППв), строе- ние предложений и целая текстовая организация), лексические маркеры с темпо- ральным значением, так и собственно сюжетно-композиционные приемы (плотное распределение событийной нагрузки (события быстро сменяют друг друга). Одним из основных средств выражения авторского замысла становятся (наря- ду с другими изобразительными средствами) предложения, специализированные для выражения категории времени – СППв. Обращение к ним позволяет глубже проникнуть в текстовую ткань романа, раскрыть его замысел. СППв способны вы- ражать фактуальную и концептуальную (в том числе и подтекстовую) информацию, они участвуют в создании модальности и целостности текста. Необходим качественно новый подход к анализу функционирования синтак- сических единиц в тексте, при котором СППв трактуется не только как структурно- семантическое, но и как коммуникативно-структурное единство, участвующее в вы- ражении взаимодействия автора, персонажей и читателя [Ильенко, 2003]. При таком подходе текстообразующая роль СПП предстает следующим образом: они «вплета- ются» в композицию, направляют ход времени в тексте, раскрывают авторский за- мысел, организуют взаимодействие автора, читателя и персонажа. Представление об этом взаимодействии особенно актуально по отношению к толстовскому тексту: оно гармонирует с его стилем, отвечает замыслу романа. СППв являются одной из композиционно-синтаксических доминант текста романа. Они настроены на фрагменты с актуализацией течения художественно- го времени, в котором «сочетаются отражение объективного мира (незеркальное, непрямое, иерархическое) и вымысел. Художественное время характеризует пе- реплетение свойств реального, перцептуального и индивидуального времени» [Ту- раева, 1986, 87]. СППв имеют разный «радиус действия» (термин С.Г. Ильенко), контаминиру- ются с придаточными других типов и с иными средствами выражения темпорально- сти. Они играют значительную роль в целостной текстовой организации и в созда- нии образов романа. Толстой маркирует речевые персонажные зоны сигналами времени (лексема- ми, союзами и союзными словами). Характерно замедление художественного вре- мени князя Андрея в момент перехода от земного к сакральному, вечному, в то вре- мя как для Наташи Ростовой течение времени стремительно и импульсивно. Во фрагментах, посвященных князю Андрею, мы находим большое количество СППв. В этих предложениях актуализированы разные оттенки семантики СПП (временные, условные, уступительные), сопрягаются разные события, ситуации, характеры, мысли и действия персонажей. В речевой персонажной зоне Наташи, когда описы- вается ее юность и период влюбленности в князя Андрея, временные маркеры

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=