ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012

336 сивший библиотечные шкафы князя Андрея. – Ты не цепляй! А грузно, ребята, кни- ги здоровые!»; «– Да, писали, не гуляли! – значительно подмигнув, сказал высокий круглолицый мужик, указывая на толстые лексиконы , лежавшие сверху» [ VI: 171 ]. Данные лексические единицы, характеризуя князя Андрея и княжну Марью, имеют семы 'мудрость', 'просвещение', 'знание', 'традиции', 'сохранение родного языка', 'духовное начало' и др. Итак, в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» слово дом , являясь ядром одно- имённого концепта, связано с традициями, с представлениями о семье, об укладе, су- ществующем в обществе, с характерами героев. Данная лексическая единица, доми- нантная в лексико-тематических группах «Дом Ростовых», «Дом князя Андрея в Петербурге», «Дом Пьера Безухова в Москве» и др., приобретает дополнительные смыслы, с помощью которых раскрываются особенности идиостиля великого русско- го писателя, создаётся представление о языковой картине второй половины XIX века. Литература 1. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т.– М.: Рус. яз.– Медиа, 2006. 2. Копалинский В. Словарь символов.– Калининград: Янтарный сказ, 2002. 3. Лотман Ю. М. Воспитание души.– СПб.: Искусство – СПб, 2005. 4. О' Коннелл М., Эйри Р. Знаки и символы. Иллюстрированная энциклопедия.– М.: Эксмо, 2007. 5. Словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. А. П. Евгеньевой.– М.: Рус. яз., 1985–1988. (МАС). 6. Толстой Л. Н. Собр. соч.: В 22 т. Т. IV–V.– М.: Худ. лит., 1979–1980. 7. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4 т.– М.: Изд-во «Астрель»; Изд-во «АСТ», 2004. Ю. О. Поспелова Санкт-Петербург, Россия ВРЕМЕННАЯ ДОМИНАНТА КОМПОЗИЦИОННО-СИНТАКСИЧЕСКОГО РАЗВЕРТЫВАНИЯ ТЕКСТА РОМАНА Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР» Изображение времени в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» отражает его художественное мастерство и опыт познания жизни в ее самых разнообраз- ных проявлениях. Временная доминанта играет важнейшую роль в формировании текста романа как эстетического целого. Она определяет все уровни его органи- зации: от грамматического грунта до монтажной техники композиции [Мартьяно- ва, 2001, 68]. Время романа «Война и мир», с одной стороны, объективное, историческое, а с другой – индивидуализированное, философски осмысленное как время вечности. Это время, «когда разорвутся все те условные отношения жизни, которым привыкли покоряться» 1 . Пьер Безухов, рассказывая Наташе и княжне Марье о плене, выража- ет одну из ключевых идей романа: «Мы думаем, что, как нас выкинет из привычной дорожки, все пропало, а тут только начинается новое, хорошее». 1 Здесь и далее цитаты приводятся по изданию: Толстой Л. Н. Собр. соч.: В 12 т.– М.: Правда, 1987.– Т. 3–6.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=