ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012

334 В лексико-тематическую группу «Дом в Отрадном» входят слова кабинет , гостиная , диванная , девичья, передняя, зала, буфет, коридор , которые через глаго- лы движения пошла , подошла , вышла определяют душевное состояние человека − скука. Одновременно в указанных номинациях зафиксировано и значение «тоска», которое характеризует душевное состояние Наташи, ожидавшей приезда своего же- ниха из-за границы. Это же значение передано в тексте в прямой речи, в односо- ставных безличных и определённо-личном предложениях, имеющих значение «не- обходимость»: «– Его мне надо… сейчас, сию минуту мне его надо, − сказала Ната- ша, блестя глазами и улыбаясь» [ V: 283 ]; «– Мама! – проговорила она (Наташа.– О. Л .).– Дайте мне его , дайте, мама, скорее, скорее, − и опять она с трудом удержала рыдания» [ V: 286 ]. Все это свидетельствует о том, что у дома, по сути, может быть настроение, которое зависит от настроения хозяев, их состояния души. Совсем по-другому свои дома в Москве и Петербурге воспринимает Пьер Бе- зухов. После помолвки князя Андрея и Наташи, после смерти масона Баздеева дом в Петербурге становится для Пьера совершенно чужим, на что указывает ряд одно- родных членов: «Остался один остов жизни: его дом с блестящею женою, пользо- вавшеюся теперь милостями одного важного лица , знакомство со всем Петербур- гом и служба с скучными формальностями » [ V: 305 ]. Дом как основа бытия оказы- вается для Пьера абсолютно обесцененным. Номинация дом через словосочетания с блестящею женою (с семой 'неверная жена'), знакомство со всем Петербургом (с семой 'отсутствие друзей'), служба с скучными формальностями (с семами 'отсутствие осмысленной деятельности', 'отсутствие цели в жизни') утрачивает семы 'близкие люди', 'защита', 'опора', 'любовь', 'родство', 'традиции', 'своё пространство' и начинает обозначать место проживания. Дом в Москве для Пьера – это совсем иное пространство. В лексико- тематическую группу «дом Пьера Безухова в Москве» входят словосочетания и но- минации с семами 'люди, проживающие в доме', 'домашние' ( засохшие , засыхающие княжны , громадная дворня ), жители города ( старики московские, московские бары- ни, старушки, извозчики ), 'родной город' ( Иверская часовня, площадь Кремлевская, Сивцев Вражек, московский Английский клуб, лачужки ): «В Москве, как только он (Пьер Безухов. – О.Л .) въехал в свой огромный дом с засохшими и засыхающими княжнами , с громадной дворней , как только он увидал – проехав по городу – эту Иверскую часовню с бесчисленными огнями свеч перед золотыми ризами, увидал эту площадь Кремлевскую с незаезженным снегом, этих извозчиков , эти лачужки Сивцева Вражка, увидал стариков московских , ничего не желающих и никуда не спеша, доживающих свой век, увидал старушек , московских барынь , московские балы и московский Английский клуб , – он почувствовал себя дома, в тихом приста- нище» [ V: 305–306 ]. Барский дом в деревне неотделим от барского двора, той местности, в которой это жилище находилось. Так, Богучарово, имение князя Андрея Болконского, нахо- дилось среди полей и лесов. Барский двор располагался на краю деревни, в молодом лесу. Описывая местность, в которой располагалось имение, автор использует но- минации с семами 'место', 'природа', а также 'граница' и 'хозяйство': «Барский двор находился на конце прямой, по большой дороге расположенной деревни , за вновь вырытым, полно налитым прудом , с не обросшими еще травой берегами , в середине молодого леса , между которым стояло несколько больших сосен » [ V: 113 ]. Далее подробно описывается сам барский двор. В лексико-тематическую группу «барский двор» входят слова гумно , конюшня , баня , флигель ( флигелек ), дом , сад , а также словосочетание надворные постройки : «Барский двор состоял из гумна , надворных построек , конюшен , бани , флигеля и большого каменного дома с полу-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=