ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012
333 В данную лексико-тематическую группу входит также и словосочетание в ко- ридоре на сундуке . Сундук в коридоре – это особое место в доме Ростовых, о чем свидетельствует словосочетание место печалей женского молодого поколения [ IV: 84 ]. Слово сундук через словосочетание нянина перина приобретает семы 'любовь', 'забота', 'доверие', 'искренность', 'сочувствие': «… Соня в своем воздушном розовом платьице, приминая его, лежала ничком на грязной полосатой няниной перине , на сундуке и, закрыв лицо пальчиками, навзрыд плакала» [ IV: 84 – 85 ]. В свою очередь, слово нянина восходит к слову няня , которое, с точки зрения этимологии, имеет се- мы 'мать', 'бабушка', 'мамочка', 'кормилица' [ Фасмер, III, 94 ] и является синкретой, в которой заключено общее значение «родство». Данная лексическая единица обо- значает и единение всех членов семьи и няни – крепостной крестьянки, воспитав- шей, выкормившей не одно поколение барских детей. В гостиной в доме Ростовых принимали, приехавших с визитами. Затем в ди- ванной, двух гостиных, библиотеке и кабинете во время празднования именин гра- фини Ростовой и Наташи принимали гостей. В зале был торжественный обед и тан- цы. В цветочной произошло объяснение Сони и Николая Ростова, а затем Наташи и Бориса: «Когда Наташа вышла из гостиной и побежала, она добежала только до цветочной » [ IV: 57 ]. С точки зрения Наташи, цветочная – это загадочное и таинственное место, комната, которая позволила ей увидеть, как помирились Соня и Николай, рас- смотреть повнимательнее Бориса, который любовался на себя в зеркало. И имен- но в цветочную приводит она Бориса, чтобы поцеловать его и выслушать объяс- нение в любви: «– Борис, подите сюда,– сказала она с значительным и хитрым видом.– Мне нужно сказать вам одну вещь. Сюда, сюда,– сказала она и провела его в цветочную на то место между кадок, где она была спрятана» [ IV: 58 ]. Само слово цветочная восходит к словам цвет и цветник , которое в Словаре В. И. Даля обозначает «часть комнаты, гдh составлены растенья», цвhты» [Даль, IV, 572]. Слово же цветочная в данном словаре не зафиксировано. Фактически слово цве- точная приобретает сему 'сад в доме' и символизирует любовь, жизнь и смерть [О' Коннелл, Эйри, 2007, 243]. Значение номинации дом раскрывается в тексте через сочетаемость слов с се- мами 'принадлежность', 'местонахождение', 'семья', 'размер', 'занятия', 'материальное положение семьи': «Часто Наташа и Николай видели тайные, беспокойные перего- воры родителей и слышали толки о продаже богатого родового ростовского дома и подмосковной»; «<…> огромный дом и флигель все-таки были полны народом» [V: 280]; « В доме Ростовых было невесело» [ V: 282 ]; «Необходимо было продать московский дом » [ V: 303 ]; «Граф Илья Андреич в 1809-м году жил в Отрадном все так же, как и прежде, то есть принимая почти всю губернию , с охотами , театрами , обедами и музыкантами » [ V: 162 ]. В тексте домом Ростовых называют не только дом в Москве, но и дом в От- радном. И чувства, испытываемые хозяевами к этим домам одинаковые. Так, когда Николай Ростов приехал в начале 1806 года в Москву в отпуск, он испытывал такое же волнение, как и в 1809 году, когда приехал в Отрадное: «Чем ближе он (Николай Ростов.– О. Л .) подъезжал, тем сильнее, гораздо сильнее (как будто нравственное чувство было подчинено тому же закону притяжения обратно квадратам расстоя- ний) он думал о своем доме; на последней перед Отрадным станции дал ямщику три рубля на водку и, как мальчик, задыхаясь, вбежал на крыльцо дома» [ V: 249 ]. Про- странство, которое возникает в этот момент, можно условно назвать пространством сверхожидания, в котором за счёт чувств, испытываемых героем, происходит изме- нение восприятия движения / действия.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=