ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012
330 «Школа» – типичный фрейм пространственного типа. Концептуальная выде- ленность отдельных его слотов позволяет создать схему взаимоотношений участни- ков образовательного процесса. Центральными слотами являются: • участники образовательного процесса; • формы (способы) их взаимодействия; • место обучения; • способы обучения; • оценка; • стадии обучения. В педагогических статьях Л. Н. Толстого детально прорисованы слоты «Уча- стники образовательного процесса», «Формы их взаимодействия». • Участники образовательного процесса: ученики находятся в подчинении у учителя: (« Учитель по мере сил своих будет внушать детям истинно нравст- венные… убеждения и привычки» [Толстой, т. 8, 241]. Основная ассоциация, связан- ная с учителем и учениками – враги (« учитель большею частью видит в учениках своих прирожденных врагов» [Толстой, т. 8, 11»]. Еще один участник школьного процесса – общество. Под «обществом» Толстой подразумевает народ, который яв- ляется своеобразным заказчиком процесса обучения. («Но образование для народа – есть потребность , а не желание» [Толстой, т. 8, 5]. • Формы взаимодействия: педагог оказывает влияние на детей, направляет их деятельность ; «наука педагогика…смотрит на образовывающегося человека, как на существо, совершенно подчиненное воспитателю. Только через его посредство об- разовывающийся получает образовательные или воспитательные впечатления» [Толстой, т. 8, 213] . «Образование» – это свойство, которое передается ученикам в результате такого воздействия ( «Народ хочет образовываться, и каждая отдель- ная личность бессознательно стремиться к образованию» [Толстой, т. 8, 4]; «об- разование – случайный навык» [Толстой, т. 8, 393]. Отношение Л. Н. Толстого меняется с развитием его педагогических взглядов, с началом его деятельности как педагога-практика. Статья «Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы», которая относится к позднему периоду творчества, содержит обилие информации, связанной с педагогиче- ской деятельностью в крестьянской школе. Эта информация заполняет слот «способ обу- чение». Школа представляется мыслителю как лаборатория, экспериментальный цех, в котором есть место творчеству («Школа не будет, может быть, школа, как мы ее пони- маем,– с досками, лавками, кафедрами, учительскими или профессорскими,– она, мо- жет быть, будет раек, театр, библиотека, музей, беседа » ) [Толстой, т. 8, 244]. Анализ репрезентаций представлений Л. Н. Толстого о школе указывает на значимость данной категории для мыслителя. Структура фрейма концепта «Школа» является социально обусловленной, отражает неразрывную связь с другими концеп- тами. Детальная прорисовка таких слотов, как «Способ обучения», «Участники об- разовательного процесса», «Формы взаимодействия участников образовательного процесса», говорит о гуманистических тенденциях в педагогике Л. Н. Толстого. Литература 1. Лакофф Д. Метафоры, которыми мы живём // Теория метафоры.– М.: Про- гресс, 1990. 2. Телия В. Н. Первоочередные задачи и методологические проблемы исследо- вания фразеологического состава языка в контексте культуры // Фразеология в кон- тексте культуры.– М.: ИЯ РАН, 1999.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=