ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012

329 личности в образовании и воспитании, свободе и любви. Его идеи словно отражают проблемы сегодняшних дней. Изучение педагогических разработок Л. Н. Толстого методами лингвокультурологии и концептуального анализа предлагает нам свежий, оригинальный взгляд на вопросы современного обучения. Тщательное рассмотре- ние концептов писателя поможет выявить скрытые смыслы и значения толстовской теории, столь важные в условиях сложившегося кризиса образования. Творчество писателя недостаточно изучено в контексте новых направлений лингвистики. Многочисленные работы тульских учёных (Ю. В. Архангельской, З. Н. Великодворской, Г. С. Галкиной, А. Н. Карпова, Е. З. Киреевой, В. М. Цапни- ковой, Д. А. Романова, С. Д. Фоминой и др.) посвящены анализу языка писателя. За последние годы появился целый ряд исследований, посвященных различным аспек- там педагогического творчества Л. Н. Толстого. Это работы В. В. Зайцева, А. Е. Зу- барева, Н. В. Кудрявой, Ю. В. Лебедева, В. Н. Назарова, Л. З. Немировской, А. Ни- колюкина, Н. П. Полторацкого, А. А. Саранова, Б. Сушкова, А. А. Шаталова и др. В них анализируются педагогические аспекты концептосферы Л. Н. Толстого. Статьи Л. Н. Толстого об образовании и воспитании стали объектом изучения педагогов. Лингвисты и литературоведы преимущественно исследовали мир худо- жественных произведений. Так, подробно проанализирован концепт «Смерть» в по- вести «Смерть Ивана Ильича» (Н. М. Шишкова), «Семья» – в романе «Анна Каре- нина» (Е. З. Киреева), «Любовь» – в романе «Война и мир», «Дом» – в повести «Детство» и рассказе «Утро помещика» (О. В. Ланская). Язык публицистических работ писателя описан фрагментарно (С. Д. Фомина исследовала концепт «Любовь» на материале статей, писем, дневников). Специфика репрезентации ключевого для творчества мыслителя концепта «Школа» не изучена. Наше исследование проводилось на материале педагогических сочинений пи- сателя, так как публицистические произведения, как правило, не содержат подтек- ста, более прямолинейны по сравнению с художественными. «Школа» – важнейший концепт в структуре языковой личности Л. Н. Толсто- го. Формирование и развитие его затрагивает огромный период жизни писателя, с ранней молодости и до самой смерти. Его философия, принцип «непротивления злу насилием», чувство справедливости стали причиной иного взгляда на привыч- ные вещи. Изучаемая ментальная категория для автора статей является эволюцион- ной, апостериорной: знания о школе приобретаются Л. Н. Толстым в процессе его собственной педагогической деятельности: « Я все много думаю о воспитании, жду с нетерпением времени, когда начну учить своих детей, собираюсь написать резю- ме всего того, что я знаю о воспитании и чего никто не знает, или с чем никто не согласен » [Толстой, т. 61, 21]. О высоком рейтинге изучаемого концепта в структуре языковой личности свидетельствуют высказывания автора: « Я имел несчастье пи- сать повести, и публика, не читая, будет говорить: «Да… «Детство» очень мило, но журнал…». А журнал и все дело (крестьянские школы) составляют для меня все» [Толстой, т. 61, 34]. Смыслы, входящие в индивидуально авторский концепт «Школа» Л. Н. Толс- того структурируются виде фрейма. Под фреймом мы , вслед за М. Минским, Т. А. Ван Дейком, Ч. Филлмором и др., понимаем вертикальную структуру знаний. «Фрейм организует понимание и категоризует опыт, описывает то, что в данном обществе является типичным». [Токарев, 2009, 33] Фрейм упорядочивает, система- тизирует знания. Результатом этого когнитивного процесса является слот – элемент фрейма, имеющий строго очерченный объём. Тот или иной слот в зависимости от когнитивно-дискурсивной ситуации заполняется переменными (конкретными дан- ными какой-либо ситуации).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=