ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012
328 Наличие в языке писателя большого количества конструкций с модальными операторами показывает, что в период создания произведения автору было свойст- венно приписывать окружающим и окружающему в соответствии со своим негатив- ным душевным состоянием то, что не соответствовало или не совсем соответство- вало действительности. Выводы . 1. Ведущей системой восприятия действительности Л. Н. Толстого была кинестетическая, то есть, будучи писателем и мыслителем, он воспринимал окружающий мир через действия – чувства и движения . 2. Большое количество но- минализаций в речи писателя говорит о том, что большинство процессов, происхо- дящих в реальном мире, представляется ему неконтролируемыми. В качестве субъ- екта высказывания наиболее часто употребляются слова жизнь , вера , вопрос , ответ – это то, что писатель воспринимает как наименее поддающееся контролю. 3. Речь Л. Н. Толстого богата обобщениями – конструкциями со словами – показателями неопределённой референции. Это означает, что языковая картина мира писателя ог- раничена жёсткими рамками, при этом выбор реальных жизненных возможностей невелик. 4. Наличие в речи писателя большого количества модальных операторов показывает, что он склонен приписывать людям мысли, которых у них на самом де- ле может не быть, и из-за собственного негативного опыта воспринимает окружаю- щий мир искажённо. 5. Можно сказать, что в произведении «Исповедь» совпадают сознательное и бессознательное выражение автором его духовного кризиса. Литература 1. Бендлер, Р., Гриндер, Дж. Структура магии. Т. I и II.– СПб.: Прайм- ЕВРОЗНАК, 2007. 2. Галаган Г. Я. Л. Н. Толстой // История русской литературы: В 4 т. Т. 3.– Л.: Наука, 1982.– С. 797–850. 3. Галаган Г. Я. Комментарии к «Исповеди» Л. Н. Толстого // Л. Н. Толстой. Исповедь. В чём моя вера? – Л.: Художественная литература, Ленингр. отд., 1991. С. 61–73. 4. Кокарева Е. А. Психолингвистическая характеристика Дмитрия Нехлюдова – героя рассказа Л. Н. Толстого «Люцерн» // Хронотоп русского слова: Сб. науч. ст.; Под ред. Д. А. Романова.– Тула: ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2010. С. 74–81. 5. Лингвистический энциклопедический словарь.– М.: Наука, 1990. 6. Толстой Л. Н. Исповедь // Собр. соч.: в 22 т. М.: Художественная литерату- ра, 1983.– Т. 16. Н. А. Кузнецова Тула, Россия СТРУКТУРА ФРЕЙМА «ШКОЛА» В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ Л. Н. ТОЛСТОГО Современное развитие общества требует новой системы образования – «инно- вационного обучения», которое формировало бы у обучаемых духовные потребно- сти и нравственные качества, желание творчески мыслить. Как развивать самостоя- тельность, критическое мышление, способности ребенка? В раздумьях Л. Н. Толсто- го о новой школе и новой педагогической науке его времени мы находим похожие проблемы. Великий педагог решает их с помощью теории о главенствующей роли
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=