ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012

327 Психологи утверждают, что способность к обобщению играет в нашем взаи- модействии с миром важную роль. « Обобщение – это один из универсальных про- цессов, позволяющий людям создавать модели своего опыта. Обобщение может обеднять модель клиента, поскольку приводит к потере деталей и разнообразия исходного опыта» [Бэндлер, Гриндер, 2007, 88]. Приведём примеры из текста: «И я понял, что вера не есть только "обличение вещей невидимых", - вера есть зна- ние смысла человеческой жизни, вследствие которого человек не уничтожает се- бя, а живёт . Если человек живёт, то он во что-нибудь да верит… Весь народ имел знание истины, это было несомненно, потому что иначе он бы не жил» . Нами отмечено 300 конструкций с обобщениями из 895, что составляет 33,5 % от общего числа конструкций в речи писателя. Большой процент обобщений в ана- лизируемом произведении позволяет сделать вывод, что в языковой модели мира писателя утрачены детали и разнообразие исходного жизненного опыта, и это ме- шает иметь более богатые возможности выбора действий в различных ситуациях. Таким образом, наличие обобщений в речи подтверждает, что писатель испытывал в период создания произведения большие психологические трудности. Действительно, из биографии Л. Н. Толстого нам известно, что перелом в ми- ровоззрении привел писателя к отрицанию государства, казенной церкви и собст- венности. В своём имении писатель вёл патриархальную жизнь, занимался кресть- янским трудом. Г. Я. Галаган отмечает, что «перелом в мировоззрении Толстого – не что иное, как окончательное утверждение писателя в истине «народной веры»: ориентацией на народное сознание был ознаменован весь предшествующий период его деятельности начиная с повести «Детство» [Галаган, 1982, 841]. 5. Модальные операторы . Модальность определяется в лингвистике как «функционально-семантическая категория, выражающая разные виды отношения высказывания к действительности, а также разные виды субъективной квалифика- ции сообщаемого» [ЛЭС, 1990, 303]. Модальность – категория широкая, охваты- вающая разные языковые средства. В психолингвистике по отношению к средствам выражения модальных значе- ний принято употреблять термин «модальные операторы». К ним относятся прежде всего предикаты с модальным значением, выражающие намерения говорящего ( хо- чу, могу, надеюсь, должен и др. ). Кроме того, к модальным операторам относятся вводные слова, выражающие эмоциональную оценку говорящего по отношению к сообщаемому: Очевидно (ясно), мать меня не любит (Для кого это очевидно? Из чего это ясно?). По мнению психологов, употребление в речи модальных операторов, в част- ности вводных конструкций и предикатов с модальным значениями, показывает, что говорящий скорее всего неверно трактует действия окружающих, приписывая им мысли, которых у них может не быть. Когда мы говорим: «Я не могу понять его», «Я не способен понять её» , – это значит, что нам что-то мешает, мы чувствуем ог- раниченность выбора реальных возможностей. Я должна уйти. – Что произойдёт, если я не уйду? «Эти слова, встречающиеся в поверхностных структурах, указывают на правила и обобщения, составляющие границы модели клиента» [Бэндлер, Грин- дер, 2007, 83]. Приведём примеры из текста: «По жизни человека, по делам его, как теперь, так и тогда, никак нельзя узнать, верующий он или нет; Так бы я тогда должен был формулировать свою веру» . В произведении Л. Н. Толстого «Исповедь» нами отмече- но всего 282 конструкции с модальными операторами – предикатами, что составляет 31,6% от общего количества предложений в тексте, то есть примерно 1/3. Конструк- ций с модальными операторами – вводными словами – нами отмечено всего 3.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=