ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012

326 бежал . Визуальные предикаты – следил , мелькнул , видно . Аудиальные – вскрикнул , слышно , сказал . Приведём примеры из текста: « Отдаваясь этим страстям, я становился по- хож на большого, и я чувствовал , что мною довольны. Двадцати шести лет я приехал после войны в Петербург и сошёлся с писателями; Дело, казалось, шло хорошо, но я чувствовал , что я не совсем умственно здоров и долго это не может продолжаться» . Проведённый нами количественный анализ показал, что в речи автора преоб- ладают кинестетические предикаты: их нами отмечено 757, что составляет 24 % от общего числа предикатов. Наиболее употребительны делать, чувствовать, идти, ходить и производные от них. Аудиальных предикатов отмечено 344, то есть 10,9 % от общего числа предикатов; визуальных предикатов 331 – 10,5 % от обще- го числа предикатов. Таким образом, анализ показывает, что писатель воспринимал окружающий мир в основном через движения и физические ощущения. 3. Анализ номинализаций . Номинализация выражается в превращении пре- диката (чаще глагола) в процессуальные имена: Я сожалею, что решил вернуться домой. – Я сожалею о своём решении вернуться домой [Бэндлер, Гриндер, 2007, 84–85]. По мнению психологов, процесс номинализации представляет собой иска- жение картины мира говорящего (пишущего). Заменяя конструкцию с глагольным предикатом конструкцией с номинализацией в качестве субъекта высказывания, го- ворящий (пишущий) подсознательно показывает, что снимает с себя ответствен- ность за ситуацию, события протекают помимо воли говорящего (пишущего) [Бэнд- лер, Гриндер, 2007, 57]. Нами отмечено в речи всего 2370 номинализаций, что составляет 10,6 % от общего количества слов. Из них в позиции предиката – 577, то есть 24,34 % от общего количества номинализаций. Приведём примеры: «По жизни человека никак нельзя узнать, верующий он или нет… Но человек нашего круга и теперь, а в старину ещё больше, мог про- жить десятки лет, не вспомнив ни разу о том, что он сам считается исповедую- щим христианскую православную веру … Вопрос состоит в том: "Что выйдет из того, что я делаю нынче, что буду делать завтра, - что выйдет из всей моей жиз- ни ?"… На этот-то, один и тот же, различно выраженный вопрос я искал ответа в человеческом знании» . Семантический анализ показал, что наиболее часто в позиции субъекта упот- ребляются слова вера (25), вопрос(-ы) (27), жизнь (74), знание (31), ответ(-ы) (30). Это показывает, что наименее контролируемой автору представляется жизнь и то, что связано с её познанием. 4. Обобщения в повести . Обобщённые высказывания в лингвистике связаны с референцией. Референция традиционно описывается в лингвистической литера- туре как «отнесенность актуализованных (включенных в речь ) имен, именных вы- ражений (именных групп) или их эквивалентов к объектам действительности (рефе- рентам или денотатам)» [ЛЭС, 1990, 411]. К средствам выражения референции от- носятся, с одной стороны, актуализаторы (личные и указательные местоимения, имена собственные, выполняющие функцию актуализаторов); с другой стороны,– неопределённые местоимения, имена нарицательные, обозначающие классы пред- метов (в психолингвистике они называются кванторами всеобщности), ср.: Я не люблю этих людей. – Я не люблю людей. В первом предложении указательное местоимение является показателем конкретности ситуации, её соотнесённости с действительностью. Во втором предложении местоимение-актуализатор от- сутствует, высказывание представляет обобщённую ситуацию. Я не верю тебе. (Конкретная ситуация) – Я никому не верю. (Обобщённая ситуация.)

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=