ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012

325 1. Религиозно-нравственные искания Л. Н. Толстого. Вопросы о смысле жизни и о существовании Бога интересовали писателя задолго до написания трактата. В поисках истины писатель с самого начала своего творческого пути изучал различные философские системы, а также религиозные учения разных времен и народов, тща- тельно анализируя их достоинства и недостатки. Наиболее значимой для Л. Н. Толсто- го становится проблема расхождения между идеалом нравственности и практической этикой людей. Извращение представлений о добродетели Л. Н. Толстой связывал с так называемым «образованным сословием», к которому принадлежал сам писатель, ис- тинная добродетель – с простым трудовым народом [Галаган, 1991, 63]. Писателю на протяжении всей жизни был свойствен беспощадный самоанализ. Это отразилось в письмах и дневниках Л. Н. Толстого, а также в его произведениях. Ещё в период его творческого становления писателя идея нравственного совершен- ствования появилась и отразилась в неоконченных сочинениях: «Что нужно для блага России и очерк русских нравов» (1846), «История вчерашнего дня» (1851). Как отмечает Г. Я. Галаган, «Переход от масштабности, почти «универсальности» задачи в 1846 г. к анализу ограниченного временного отрезка человеческого бытия в 1851 г. явился следствием ежедневного пятилетнего наблюдения Толстого за хо- дом собственного внутреннего развития, … в итоге которого прошедший день из элементарной временной единицы жизни каждого человека трансформировался в факт истории» [Галаган, 1982, 798]. В 1857 г. Л. Н. Толстой создаёт «Люцерн» – не столько художественное, сколь- ко публицистическое произведение, в котором писатель показывает несостоятель- ность западного исторического прогресса. Безнравственному закону цивилизации противопоставляется закон «естественный», который Толстой называет «всемирным духом». Для писателя прогресс – это нравственное совершенствование [Галаган, 1982, 805]. Однако в рассказе «Люцерн» писатель выступает под маской литературно- го героя – Дмитрия Нехлюдова. Психолингвистический портрет этого персонажа во многом совпадает с результатами данного исследования [Кокарева, 2010, 80]. Духовные искания писателя продолжаются и в 60-е годы, в ходе работы над ро- маном «Война и мир». Толстой стремился показать созидательную силу нравственного чувства, позволяющего противостоять общественной патологии во всех её сферах. Возвращение писателя в 60–70-х гг. к педагогическим проблемам, обработка былинных сюжетов, обращение к эпохе Петра I обсуловлены той же целью – оты- скать источники нравственного противостояния разрушающим силам буржуазного утилитаризма [Галаган, 1982, 827]. Религиозно-философский трактат «Исповедь» является определённым итогом духовных исканий писателя. Л. Н. Толстой писал: «Теперь мне смешно вспомнить, как я вилял, чтоб исполнить свою похоть – учить, хотя хорошо знал, что я не могу ничему учить такому, что нужно, потому что сам не знаю, что нужно» . Проведём психолингвистический анализ этого произведения. При этом мы исключили из текста произведения переводные цитаты из Библии и произведе- ний философов. 2. Анализ предикатов . Мы воспринимаем окружающий мир при помощи пяти чувств: зрения, обоняния, осязания, слуха, вкуса. По мнению психологов, наиболее существенными являются три канала восприятия действительности: аудиальный (слух), визуальный (зрение) и кинестетический (движение). Личность характеризу- ется прежде всего тем, какой канал восприятия является для неё основным. Чтобы определить ведущую систему восприятия мира, достаточно проанализировать се- мантику предикатов в тех конструкциях, которые использует в своей речи говоря- щий (пишущий). Например, кинестетические предикаты – чувствовал , касался ,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=