ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012

322 твоей … Заключительные две строки каждого шестистишия – это своего рода возна- граждение человека за молчание, которое ему дарует природа: 1) ... Безмолвно, как звезды в ночи, - Любуйся ими – и молчи. 2) … Взрывая, возмутишь ключи, - Питайся ими и молчи. 3) … Дневные разгонят лучи, - Внимай их пенью – и молчи! .. Сама природа лишь на недосягаемой для человека высоте безмолвна, но когда она нисходит к человеку … Творенью пир дает природа, Свиданья пир дает сынам ! (Весна, с. 57) 2 . Как ведать, может быть, и есть в природе звуки, Благоухания, цве- ты и голоса – Предвестники для нас последнего часа ... (Mala Aria. (Зараженный воздух), с. 112). И уже в более позднем стихотворении Тютчев в довольно катего- ричной форме высказал свое понимание природы: Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть лю- бовь, в ней есть язык … (1836, с. 135). Тютчев, таким образом, противопоставляет мнимое безмолвие природы – неспособности человека услышать язык природы, ее пенье, звуки, голоса . Все это может воспринять человек лишь в молчании. Как показывают наблюдения Н. Д. Арутюновой, между глаголами молчать и его отрицательной формой не говорить «есть существенное различие, вызванное спецификой внутреннего (лексического) отрицания…» [Арутюнова, 2000, 421]. Тютчевское молчать многозначно: оно может означать и ‛Не произносить ничего, не говорить (о людях)’ – Стою молчу, благоговею И поклоняюся тебе («Не раз ты слышала признанье…», 178); 2. ‛Сохранять тишину в природе, не нарушая ее ника- кими звуками’ – Молчите, птицы, не шумите волны … [Кораблекрушение (Из Гей- не, 76)]. Значение молчать в «Silencium!» мы определили так: ‛Не высказывать ни- чего вслух, сохранять в себе все чувства’ [Голованевский, 2009, 375]. На Толстого, как и на многих присутствовавших у него, особенное впечатле- ние произвела строка Мысль изреченная есть ложь [Куприянов, 2002, 133]. Что за этим стоит? Признание в невозможности передать словами то, что хранится в мыс- лях? Или неспособность слова во всем комплексе его значений точно выразить то, что человек хотел бы сказать? Чья здесь вина: человека или языка, который ему дан? Наверное, и того и другого. Афористически выражая преставление о соотно- шении языка и мышления, Тютчев, а вслед за ним Толстой и другие отдают пред- почтение незамутненной мысли: «Не хотелось ни думать, ни писать, ни углубляться в себя. Да и зачем? « Взрывая, возмутишь ключи …» « Жили мирно, спокойно, даже радостно » [Толстая, 2002, 119]. Здесь Взрывать ‛Возбуждать с необыкновенной силой (о чувствах, внутренних проявлениях)’, которое в тютчевском контексте су- ществует одновременно с ‛Поднимать твердые вещества с водной поверхности’ [Голованевский, 2009, 101–102]. Весь текст этого небольшого стихотворения – одна большая метафора, совмещающая в себе одновременно ряд антропоморфных и при- родных метафор. В понимании С. А. Толстой, Ключ – не только ‛Бьющий из земли источник’, но и своего рода орудие, посредством которого приводится в движение все, что связано с человеческим интеллектом, в том числе и молчание. Это, можно сказать, орудие , служащее для добычи духовной пищи, которое, как и сама пища, должно оставаться незамутненным. В связи, с возможно таким пониманием слов взрывая и ключи , обнажается семантика и среднего члена стиха возмутишь . Словарь 2 Весь иллюстративный материал из стихотворений Тютчева приводится по сборнику «Ф.И. Тютчев. Пол- ное собрание стихотворений. Л., 1987» с указанием в тексте названия стихотворения и станицы.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=