ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012
317 6. Зализняк, Анна А. Счастье и наслаждение в русской языковой картине ми- ра // Анна А. Зализняк, И. Б. Левонтина, А. Д. Шмелев. Ключевые идеи русской язы- ковой картины мира. Сб. ст. С. 153–174. / Анна А. Зализняк.– М.: Языки славянской культуры, 2005. 7. Набоков, В. В. Лекции по русской литературе / В. В. Набоков.– М.: Изд-во «Независимая газета», 1998. 8. Шмелев А. Д. Русская языковая модель мира / Д. Н. Шмелев.– М.: Языки славянской культуры, 2002. И. Е. Герасименко Тула, Россия ИДИОСТИЛЬ Л. Н. ТОЛСТОГО В ЗЕРКАЛЕ ГЕНДЕРНЫХ МОДЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ Соотношение гендерных моделей в художественном тексте можно рассматри- вать в качестве особенностей авторского идиостиля писателя. Патриархатная и матриархатная гендерные модели культуры, которые коррели- руют со стандартами оценок, эталонами, символами данной лингвокультурной общ- ности, строятся на иерархическом принципе соотнесения оппозиции «мужское / жен- ское». Поскольку в иерархических гендерных моделях образ мужчины и женщины – это не образ пары, а образ власти и подчинения, в патриархатном мире женщина под- чиняется мужчине, в матриархатном мире – мужчина подчиняется женщине. Мотив служения, подчинения, покорности олицетворяют гендерно маркиро- ванные стереотипы женского поведения в патриархатной модели культуры. Жен- щина в ней – хранительница домашнего очага, ей отводится роль заботливой хозяй- ки, матери, не имеющей интересов вне пределов дома. Мужчина же часто играет роль соблазнителя, женщина рассматривается как его добыча. Матриархатная модель культуры воплощает идею рыцарского служения жен- щине. Мужчина испытывает по отношению к ней возвышенные чувства, идеализи- рует ее, говорит о ней с особым обожанием. В системе матриархальных гендерных стереотипов женщина всегда либо является божеством или царственной особой, ли- бо изображается царственно. При анализе идиостиля Л. Н. Толстого нами была обнаружена следующая за- кономерность: матриархатная гендерная модель со свойственными ей стереотипами ( женщина есть существо небесной чистоты , достойное особого поклонения и по- читания ) в интерпретации писателя как правило разрушается, и в его дискурсе до- минируют патриархатные гендерные стереотипы: женщина есть самка (‘носитель- ница животного начала’), дьявол (‘толкающая на грех, в бездну греха’). В повести «Крейцерова соната» Л. Н. Толстой размышляет о проблеме семьи и брака, о взаимоотношениях мужчин и женщин. Писателем осуждается идея взгля- да мужчины на женщину с точки зрения превосходства, утверждается мысль о не- обходимости изменения гендерных отношений, установления эгалитарности (бла- гожелательного равноправия). Посмотрим, как идейная позиция Л. Н. Толстого отражается в гендерно мар- кированных номинациях. Если применить к повести схему анализа с учетом особенностей гендерных моделей культуры, то можно наблюдать, что в текстовой ткани репрезентируются
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=