ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012

31 общества человек обязан: а) не подчиняться бессознательно общественному воз- действию в нравственной деятельности; б) доверять собственному разуму, основы- ваясь на собственном мнении («быть готовым воспринимать мысли и убеждения других, но твердо держаться священного права собственного суждения, восприни- мать побуждения от других, но действовать по требованию своей души»; «действо- вать с другими, но следовать своей совести: уметь соединять уважение к мнению других и самоопределение» [Толстой, 1991, Т. 1, 131]; в) определять мотивацию своего поступка, исходя из нравственного примера: «Нет ничего заразительнее при- мера. Он заставляет нас совершать поступки, которые мы никогда не совершили бы без воздействия примера. И потому общение с развратными, чувственными и жес- токими людьми губит душу. И наоборот» [Толстой, 1991, Т. 1, 150]; г) понимать, что нравственное внушение и усилие тесно взаимосвязаны: «благотворное внутрен- нее последствие всегда сопутствует усилию») [Толстой, 1991, Т. 1, 175]. Ключевым понятием и главным средством борьбы выступает здесь «усилие сознания». «Чтобы раскрыть для самого себя свою душу,– пишет Толстой,– человеку нужно делать усилия сознания; и потому в этих усилиях сознания главное дело жизни человека. Только усилиями сознания человек может избавиться от грехов, соблазнов и суеве- рий, лишающих его блага» [Толстой, 1993, 263]. Воля – есть возможность избавиться от грехов, соблазнов и суеверий «телес- ными усилиями», этого можно достичь только усилиями мысли: «все великие пере- мены в жизни человека и всего человечества и совершаются в мысли». Для того чтобы могла произойти перемена чувств и поступков, считает Толстой, должна про- изойти, прежде всего, перемена мысли. Для того чтобы произошла умоперемена, необходимо усилие. Таким образом, усилие в его положительном значении – одна из важнейших категорий религиозно-нравственного учения Толстого. Анализ религиозно-нравственных работ Толстого, таких как «Круг чтения», «Путь жизни», в которых содержится категориальная система религиозного синтеза мыслителя, дает возможность выделить следующую структуру понятия «усилие» в его отрицательном и положительном значениях: а) усилие в воздержании от зла; б) усилие в делании добра. Усилие в воздержании от зла. Умоперемена возможно только тогда, когда че- ловек совершает усилие в изменении прежних привычных представлений о жизни. «Усилие нужно для делания добра, но и еще нужнее для воздержания от зла» [Толс- той, 1991, Т. 1, 26]. Усилие мысли необходимы для того, чтобы контролировать направление сво- их мыслей к нравственному началу, воздерживаясь, таким образом, от зла. «Работай над очищением мысли,– пишет мыслитель,– если у тебя не будет других мыслей, то не будет и дурного поступка». «Точно также нельзя нам воспрепятствовать дурным мыслям промелькнуть в голове нашей, но в нашей власти не давать им свить себе там гнездо, чтобы высиживать и выводить злые поступки» [Толстой, 1991, Т. 2, 44]. Усилия мысли характеризуются вниманием к совершению поступков: «Будь внимателен к тому, что делаешь, и ничего не считай недостойным внимания». Вни- мание вырабатывает привычку к нравственным мыслям и поступкам. Толстой счита- ет, что привычку саму по себе «никогда нельзя признать добром, даже привычку к добрым поступкам». Привычка к добрым поступкам всегда связана с усилием, ведь «добро только то, что добывается усилием». Тем не менее, необходимо посто- янное, неукоснительное добросовестное исполнение простых обязанностей, при- вычное делание которых должно быть связано с нравственным чувством. Все это есть «действительное средство самосовершенствования» при «постоянном терпели- вом усилии, руководимом мудрым рассуждением» [Толстой, 1991, Т. 1, 184]. Уси-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=