ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012

302 • Как вы думаете, в каком из отрывков автор использует разговорный стиль? • Почему? Докажите. На конкретном текстовом материале учащиеся знакомятся с языковым явлени- ем. В данном случае – с примером текста художественного стиля. Следующий этап работы – знакомство с понятием художественный стиль . Здесь трудно использо- вать точное определение, поэтому целесообразнее познакомить учеников со схемой, иллюстрирующей различные стили текста: СТИЛИ ТЕКСТА РАЗГОВОРНЫЙ КНИЖНЫЕ – Как вы думаете, почему они так называются? Учитель дополняет схему: КНИЖНЫЕ официально-деловой научный публицистический художественный (закон, договор и т. п.) (учебник) (статья в газете) (рассказ, повесть) Это позволит не только запомнить особенности художественного стиля, но и включить его в систему текстовых понятий. Третьим этапом в процессе формирования представления о понятии художест- венный стиль будет использование знаний о понятии при анализе текстов, а также в письменных работах. Это длительный процесс, включающий разнообразные формы работы на уроке. Например, на последующих уроках учащимся можно предлагать такие задания: А. Напишите сочинение-миниатюру в художественном стиле на тему «Осень в лесу». Б. Составьте устное высказывание на тему «Поход в театр» в разговорном стиле. В. Сравните несколько предложенных текстов и напишите небольшое обоб- щающее сочинение о разнообразных стилях в русском языке. В таком ключе можно проводить уроки, знакомящие учащихся с более слож- ными текстовыми понятиями: типы речи, тема текста, проблема текста, авторская позиция и др. Несомненно, тексты для лингвистического анализа должны быть адаптированы под возраст учащихся. Лингвистический анализ текста позволяет развивать у учащихся не только предметные, но и метапредметные умения и навыки, что в целом способствует раз- витию абстрактного мышления учащихся, а процесс формирования текстовых поня- тий начинают действовать основные мыслительные процессы. «Синтезирование, обобщение и отражение в понятии определенных свойств и признаков предметов, подлежащих познанию с помощью образуемых понятий,– главная, определяющая сторона процесса образования понятий как научной абстракции. Этот процесс в фи- лософской литературе рассматривается как движение от чувственно-конкретного восприятия к образованию абстрактного понятия, так как начинается он с чувствен- но-конкретного восприятия предметов и явлений окружающей действительности и завершается образованием абстрактного понятия. Общее абстрактное понятие выступает как отражение внутренних существенных свойств конкретного класса объектов» [Усова, 1986, 99]. Процесс формирования текстовых понятий длительный, поскольку закрепле- ние знаний о понятии, использование знаний о понятии происходит на протяжении всего обучения в школе. Главным в этом процессе является то, что такая работа не только дает частные представления о предметных понятиях, но и способствует раз- витию научной понятийной базы учащихся в целом.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=