ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012
301 у учащихся развивается понятийное мышление. Уже в начальной школе дети зна- комятся с первыми научными понятиями. С расширением учебной программы и увеличением объема научной информации у школьников выстраивается понятий- ная база. Понятия – это общие имена, которыми человек называет целую совокуп- ность вещей. «Благодаря присущей понятийному мышлению обратимости логиче- ских операций, вместо операции трансдукции (движения от частного к частному) доступными ребенку становятся две новые операции: движение от частного к об- щему и обратно с помощью индукции и дедукции» [Никольская, 2001,329]. На уроках русского языка и в частности на уроках развития речи значитель- ную роль играет знакомство с текстовыми понятиями. В 2010 году (во 2 полугодии) в МОУСОШ № 54 г. Тулы было проведено исследование с целью определения уров- ня овладения текстовыми понятиями пятиклассниками. Для данного исследования учащимся предлагалась анкета с развернутым ответом. Вопросы содержали матери- ал начальной школы, а также то, что было изучено на момент проведения исследо- вания. Получены следующие результаты: 1) высокий уровень – 37 %, 2) средний уровень – 45 %, 3) низкий уровень – 18 %. Исследование показало хорошие результаты: лишь 18 % респондентов имеют низкий уровень овладения текстовыми понятиями. Но здесь необходимо отметить следующее: 1. Определения даются описательным способом, т. е. не через родовое поня- тие: «сравнение – это когда предметы сравниваются» или «сравнение – это нахож- дение сходства и отличия у каких-либо предметов». Таким образом, ученики дают определение не текстовому понятию, а раскрывают содержание самого процесса. 2. 39 % опрошенных не ответили ни на один вопрос, касающийся тропов: нет ни определений, ни описательных рассуждений. Данные результаты позволяют сделать следующие выводы: необходима спе- циальная работа, направленная на формирование текстовых понятий, соотносимые с родовым понятием, и знакомство с отличительными признаками некоторых близких понятий. Предлагаемая нами методика проведения уроков развития речи с лингвисти- ческим анализом текста позволяет сформировать текстовые понятия в 3 этапа: 1. Знакомство с языковым явлением. 2. Знакомство с понятием языкового явления. 3. Употребление понятия при самостоятельном анализе текста. Перед знакомством с понятием художественный стиль учащимся предлагает- ся задание: сравнить 2 отрывка. Первый отрывок (Л. Н. Толстой «Разговор отца с сыном»). – Что это, батя, вчера Михайла такой веселый из города пришел, все песни пел? – А его в солдаты взяли. – Что ж ему хорошо там будет? – Навряд. Второй отрывок (Л. Н. Толстой «Старый тополь»). Тополь идет от корней, и его нельзя вырыть, а в земле надо вырубать корни. За прудом стоял огромный, в два обхвата, тополь. Вокруг него была полянка; она вся заросла отростками тополей. Я велел их рубить… [Толстой, 1982, 193] Обсуждение проводится по следующим вопросам: • Что такое стиль? • Подберите синонимы к этому слову. • Одинаковый или разный стиль у этих отрывков?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=