ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012

300 шать, видеть, чувствовать и др. Все это свидетельствует о стирании границ между «живой» и «неживой» природой и о гармонически устроенном мире произведений великого писателя. Литература 1. Дроботун A. B. Поэтика лексики обаяния в художественной прозе М. А. Шолохова // Текст. Структура и семантика: доклады X Юбилейной междунар. конф.– М., 2005.– Т. 2.– С. 51–60. 2. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность.– М., 1987. 3. Леденёва В. В. Идиостиль (к уточнению понятия) // Филологические нау- ки.– 2001.– № 5.– С. 36–41. 4. Озеров Л. А. «Без него нельзя жить» Толстой и Тютчев // В мире Толстого: Сб. статей.– М.: Сов. писатель, 1978.– С. 425–453. 5. Тойбин И. М. Талантливые рассказы // Книга о Мастере.– Курск: Крона, 1998.– С. 220–223. 6. Тойбин И. М. Художественно убеждает // Мастер с нами.– Курск: Крона, 2007.– С. 503–506. 7. Толстой Л. Н. Воскресение.– М.: Правда, 1985. 8. Толстой Л. Н. Хаджи-Мурат.– М.: Русское слово, 2007. 9. Толстой Л. Н. Война и мир: Роман: В 2 кн.– Москва: Эксмо-Пресс, 1997. 10. Толстой Л. Н. Как ходят деревья: Рассказы русских писателей.– М.: Дет- ская литература, 1984. Т. А. Чихачёва Тула, Россия ФОРМИРОВАНИЕ ТЕКСТОВЫХ ПОНЯТИЙ В ПРОЦЕССЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА РАССКАЗОВ Л. Н. ТОЛСТОГО В последнее время яркой особенностью современного урока русского языка, в частности уроков развития речи, является широкое, разнообразное использование художественного текста. Именно при комплексном анализе сливаются воедино практические и научные задачи русского языка. Систематический и комплексный, а также лингвистический анализ текста является «мощным стимулом речевого раз- вития учащихся, развития эмоциональной и интеллектуальной сфер его личности, взаимосвязанного развития обоих типов мышления: с одной стороны, ассоциативно- образного, с другой – логического» [Бабайцева, 1997, 57]. Лингвистический анализ художественного текста – это фундамент его литера- туроведческого и стилистического изучения, а также главная составляющая школь- ного курса русского языка и литературы. «Для раскрытия идейного содержания произведения, его художественных особенностей, правильного восприятия произ- ведения как единого целого, не только доставляющего эстетическое удовольствие, но и воспитывающего чувства, развивающего образное и логическое мышление, языковую компетентность, школьники должны получить навыки детального, глубо- кого анализа текста» [Фексон, 2011, 2]. Систематический, комплексный и лингвистический анализ текста невозможен без определенных знаний в области текстовых понятий. В процессе всего обучения

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=