ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012

30 мысль, Толстой формулирует своего рода «золотое правило» неделания: «Только не делай того, чего не должно делать, и ты сделаешь все то, что должно» [Толс- той, 1993, 292]. Все это подводит Толстого к необходимости обоснования усилия неделания как базовой установки в борьбе со злом. II. Усилие неделания, согласно Толстому имеет отрицательный и положитель- ный смыслы. Отрицательное усилие неделания Толстой усматривает, прежде всего, в том, чтобы стать свободным от инерции жизни, от внешней причинно- следственной зависимости. «Для того, чтобы наступило Царство Божие,– пишет Толстой, людям нашего времени нужно одно: нравственное усилие... Усилие это не есть усилие движения, усилие открытия нового миросозерцания, новых мыслей и совершенно особенных новых поступков. Усилие, которое нужно для вступления в Царство Божие или в новую форму жизни, есть усилие отрицательное, усилие не- следования за потоком, усилие неделания поступков, не согласных с внутренним сознанием» [Толстой, 1993, 293]. Отрицательное усилие неделания представляет собой основу для положи- тельных усилий сознания, непосредственно проявляющихся в борьбе с грехами, со- блазнами и суевериями. Положительные усилия – это «усилия мысли», которые предполагают сле- дующие ступени: внушение, воля, рост. Внушение формирует мотивационные установки сознания. Именно поэтому Тол- стой считает, что внушение – необходимое условие общественной жизни, которое тре- бует от человека осторожности в его «сознательном употреблении», ведь «большая часть ложных и вредных мнений распространяется и поддерживается внушением», а человеку «свойственно усваивать те взгляды и мысли, которые разделяются людьми, живущими с ними». Согласно Толстому, «большая часть поступков людей совершается не по рассуждению, даже не по чувству, а по бессознательному подражанию, внуше- нию». Являясь важным фактором мотивации поступков, внушение может приводить к нравственно положительному и отрицательному результату, в силу чего «поступ- ки, совершаемые по внушению могут быть добрые и злые». Согласно Толстому, нрав- ственные поступки – те, которые «совершены сознательно, по требованию совести». Безнравственные большей частью совершаются по подражанию «внешнему чужому воздействию», в основе которого – суеверие, лжеучение и т. д. Отрицательное внушение приводит к заблуждению разума, отклонению от ис- тины. Толстой считает, что отрицательное внушение вменяется людям, психологи- чески склонным к подражательству, не имеющих самостоятельной позиции. В оп- ределенном смысле такое положение вещей трагично, ибо человек отдает в собст- венность самое дорогое, что у него есть: свой разум, способность мыслить само- стоятельно. «Кто не мыслит самостоятельно, тот находится под внушением другого, мыслящего за него. Отдать кому-нибудь в собственность свою мысль есть более унизительное рабство, чем отдавать кому-нибудь в собственность свое тело». С дру- гой стороны, Толстой более сдержан в оценках поступков людей, склонных к вну- шению, в тех случаях, когда они заблуждаются. Мыслитель, таким образом, высве- чивает ту опасность, которая возникает, если человек теряет самостоятельность и свободу. В то же самое время он подчеркивает, что именно эти обстоятельства «заставляют нравственного человека быть вдвойне строгим к словам, поступкам, которые могут воздействовать на других» [Толстой, 1991, Т. 1, 430–431]. Толстой приводит систему средств, помогающих преодолевать подобные со- стояния сознания и формирующие положительные усилия. Он считает, что человек, живущий в обществе, не может не зависеть от этого общества. Поэтому как член

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=