ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012

3 Л. Н. ТОЛСТОЙ: ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ, КУЛЬТУРОЛОГИИ, ИСТОРИИ Е. М. Акимова Тула, Россия ЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ В РЕЛИГИОЗНО-НРАВСТВЕННОМ УЧЕНИИ Л. Н. ТОЛСТОГО Этическая теория Толстого ярко окрашена в религиозные тона. Отчасти здесь сказалось то, что писатель разделял не только силу, но и слабость патриархального крестьянства, его иллюзии и забитость. Но здесь следует обратить внимание и на другой аспект дела. Толстой исходит из человека как абсолютной ценности. В ко- нечном счете он создает такую религиозно-этическую концепцию, которая не имеет точного аналога в исторических религиозно-этических теориях. Последние десятилетия своей жизни посвятил обоснованию созданной им ре- лигиозно-этической системы, которую изложил в целом цикле специальных тракта- тов: «Исследование догматического богословия», «В чем моя вера?», «Так что же нам делать?», «О жизни», «Царство божие внутри нас», «Путь жизни» и во многих других. И художественное творчество Толстого последнего периода, начиная с 80-х годов, шло в этом русле. Но, пожалуй, наиболее ярким выражением его убеждений явился роман «Воскресение». Он страстно выступает против «власти тьмы», зла, насилия, церковного и государственного лицемерия в защиту страдающих и обездо- ленных. В процессе создания своего религиозно-этического учения Толстой изучил и переосмыслил все основные мировые религии Запада и Востока. По преимущест- ву он обращался к восточным, азиатским религиозным и философским системам, где сильнее, чем в соответствующих идеологических течениях Европы, был выра- жен патриархальный элемент. Из суфизма, буддизма, даосизма, конфуцианства Толстой заимствовал те мо- ральные принципы, которые, по его мнению, могли явиться руководством для со- вершенствования каждой личности, взятой в отдельности. Особенно близки ему осуждение насилия и произвольных деяний власть имущих, требование личной нравственной ответственности каждого за все им сделанное, стремление подчинить телесные проявления высшей духовной добродетели и сосредоточиться на личном самопознании. Те идеи, которые он извлекал из восточных религий и из древней азиатской философии, имели для Толстого только то значение, что в них он находил подкреп- ление идеям и верованиям, в духе которых он был воспитан с детства. Но при всем этом надо иметь в виду, что отношение к христианству Толстого мыслителя было достаточно сложным. Из христианства он усвоил те черты, которые в сущности одинаково свойственны всем религиям, а именно – равенство людей перед Богом, любовь к ближнему, непротивление злу насилием, моральное самоусовершенство- вание, выведенное из необходимости служения богу. С другой стороны, Толстой хорошо себе представлял, что христианская догматика была для церкви только «предлогом», в действительности же церковь всегда преследовала главным образом свою выгоду, эксплуатируя невежество простых людей и их наивную веру. Поэтому Толстой отвергает церковную организацию, таинства, обрядность и даже общепри- нятую догматику. Поставив перед собой задачу очистить первоначальное христиан-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=