ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012

299 ности. А значит, уже здесь подтекстом звучит мысль: князь Андрей найдет в себе силы, чтобы обрести смысл жизни. И последующее описание зеленеющего, набрав- шего прежнюю силу могучего дуба является тому подтверждением. Особенно много упоминаний о деревьях у Л. Н. Толстого в рассказах для де- тей. Используя растительные образы, писатель создает небольшие поучительные произведения, содержащие нравственный вывод. Значимость растений, о которых говорит Л. Н. Толстой в этих рассказах подтверждается тем, что наименования рас- тений нередко выносятся в сильную позицию – название произведения: «Старый тополь», «Яблони», «Черемуха» и т. д. Например, в рассказе «Старый тополь», желая принести пользу дереву, герой совершает зло: «я хотел его облегчить – и побил всех его детей». Здесь автор вновь обращается к антропоморфному сравнению: дерево – человек. Перед нами не про- сто древесное растение – тополь, а живое существо, понимающее, предчувствующее свой близкий конец. Именно поэтому тополь «передал свою жизнь в отростки». Как человеку, ему хотелось найти продолжение в своих детях. В рассказе «Как ходят деревья» Л. Н. Толстой в метафорических образах про- тивостоящих друг другу липы и черемухи показывает мудрость одной из них. По- нимая, что липа заглушит ее, черемуха перешла «из-под липы на дорожку, за три аршина от прежнего корня». Так мирно решился молчаливый спор двух деревьев. И в этом для писателя заключена не всегда свойственная даже человеку великая мудрость, мудрость природы. Символичен и детский рассказ «Яблони». В очень доступной форме автор объ- ясняет, почему засохли яблони: их кору съели мыши. Чтобы выразить свою мысль, поведать маленькому читателю о важности сохранения целостности дерева, как и любого другого растительного организма, Л. Н. Толстой приводит сравнение с че- ловеком: «Кора у деревьев – те же жилы у человека: через жилы кровь ходит по чело- веку – и через кору сок ходит по дереву и поднимается в сучья, листья и цвет» [Толс- той, 1984, 22]. Вывод рассказа прост, но в то же время философичен: человек, если ему подрезать жилы, умрет, так же как погибли яблони с объеденной мышами корой. В романе «Воскресение» Лев Николаевич Толстой тоже обращается к объек- там мира природы, но как ко вторичным субъектам при создании антропоморфных метафор и сравнений: «Солнце грело, трава, оживая, росла и зеленела везде, … ли- пы надували лопавшиеся почки…»; «Веселы были и растения, и птицы, и насеко- мые, и дети»; «Еще, еще! – говорил Нехлюдов, радуясь на оживающие под благо- датным дождем поля, сады, огороды» [Толстой, 1985, 354]. Такие описания окру- жающей героев романа природы создают определённый эмоциональный фон для их переживаний. Есть в произведениях писателя и фетишные метафоры. Объекты неживой при- роды сравниваются с другими объектами природы: «Только сад не только не об- ветшал, но разросся, сросся и был теперь весь в цвету; из-за забора видны были, точно белые облака, цветущие вишни, яблони и сливы» [Толстой, 1985, 210] или предметами материальной культуры: «Все как будто покрылось лаком: зеленое ста- новилось зеленее, желтое – желтее, черное – чернее» [Толстой, 1980, 354]. В обоих случаях основанием для сравнения стал цвет описываемых объектов. В первом слу- чае, кроме цвета, главный и вторичный субъекты схожи также по форме и «кон- систенции», во втором – по яркости цвета. Таким образом, можно сделать вывод, что Лев Николаевич Толстой не дис- танцируется от природы, гармонично существует в ней. Мир природы у него соот- носится с миром человека. Люди сравниваются и сопоставляются с растениями, а растительные организмы наделяются свойствами людей: их способностью ды-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=