ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012

298 пушистые кашки; наглые маргаритки; молочно-белые с ярко-желтой серединой "любишь-не-любишь" с своей прелой пряной вонью; желтая сурепка с своим медо- вым запахом; высоко стоящие лиловые и белые тюльпановидные колокольчики; ползучие горошки; желтые, красные, розовые, лиловые, аккуратные скабиозы; с чуть розовым пухом и чуть слышным приятным запахом подорожник; васильки, ярко-синие на солнце и в молодости и голубые и краснеющие вечером и под ста- рость; и нежные, с миндальным запахом, тотчас же вянущие, цветы повилики» [Толстой, 2007, 6]. Картина, нарисованная писателем, заставляет и представить каж- дый цветок, и явственно почувствовать его запах. Но такое подробное описание по- надобилось автору не только для того, чтобы создать атмосферу жаркого июля. Л. Н. Толстой вводит в текст произведения все эти яркие и ароматно пахнущие рас- тения, преследуя совсем иную художественную цель: на фоне всего этого благо- ухающего разноцветья выделить «чудный малиновый, в полном цвету», репей того сорта, который называется «татарином». Писатель неспроста использует этот растительный образ в своей повести. Ре- пей, или «татарин, в народе еще известен как чертополох – общее название колючих сорных растений. Если обратиться к символике растения, то репей (чертополох) – очень сильное, обладающее магической силой растение, способное прогонять злых духов и вообще зло, символ мужества и стойкости. Именно силу и стойкость черто- полоха подчеркивает автор, говоря о нем: «Какая, однако, энергия и сила жизни. Как он усиленно защищал и дорого продал свою жизнь!» Уже в этих словах писате- ля чувствуется метафорическое сравнение растения с человеком, который не сдает- ся перед трудностями, борется до «последней капли крови». Далее же Л. Н. Толстой и вовсе очеловечивает чертополох, оставшийся на только что вспаханном черно- земном поле, деталями описания: его стебель назван телом, у него есть внутрен- ности, руки, глаза. Несмотря на то, что был «переехан колесом», репей все стоял, как человек, из последних сил борясь за жизнь и являя собой пример мужества и ог- ромной жажды жизни. В произведениях Л. Н. Толстого наряду с травянистыми растениями упомина- ются и деревья, которые органично входят в жизнь героев, переплетаются с их мыс- лями и чувствами, помогают переосмыслить, пересмотреть свою жизнь и отношение к нравственным ценностям. В восприятии писателя природа – это гармония, которая, в свою очередь, заключается в равновесии доброго и злого, вечного и сиюминутного, необходимого и бесполезного и т. д. Именно поэтому природа является одновременно созидающим и разрушающим началом, сохраняя при этом вечный баланс. Так в «Войне и мире» автор проводит параллель между жизнью дуба и пере- живаниями главного героя романа Андрея Болконского. При описании дерева автор опять прибегает к антропомофизму, наделяя дуб признаками человека: «Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными давно, видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюже, несиммет- рично растопыренными корявыми руками и пальцами…»[Толстой, 1997, 512]. Важ- но, что Л. Н. Толстой не просто рассказывает о дубе, он, вновь прибегает к приему контраста: дуб окружают молодые «улыбающиеся березки». На их фоне старое де- рево выделяется еще больше. «Задавленные мертвые ели» рядом с могучим дубом тоже неслучайны. Они так же, как и дуб, контрастируют с пробуждающейся весен- ней природой. Таким образом, используя изобразительно-выразительные средства языка, писатель акцентирует внимание читателя на тех деталях, которые необходи- мы для понимания авторской идеи и художественного замысла. Именно такой образ дуба помогает Л. Н. Толстому показать перерождение героя, ведь дуб, благодаря твердости древесины, издавна считался символом могущества, долголетия и проч-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=