ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012

28 2. Россия пред вторым пришествием. − М.: Посад, 1993. 3. Толстой, Л. Н. Полн. собр. соч.: В 90 т.− Т. 48 / Л. Н. Толстой.− М.: ГИХЛ, 1952. В дальнейшем ссылки на это издание даются в тексте с указанием тома и страницы. 4. Толстой, Л. Н. Переписка с русскими писателями: В 2 т.− Изд. 2-е.– Т. 1 / Л. Н. Толстой.− М.: Художественная литература, 1978. Е. Д. Мелешко Тула, Россия ПРИНЦИП НЕДЕЛАНИЯ Л. Н. ТОЛСТОГО В КОНТЕКСТЕ ПРОГРАММЫ НРАВСТВЕННОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ Принцип неделания в религиозно-нравственном учении Л. Н. Толстого тесно связан с позицией непротивления. По мнению Толстого, не противиться злому мо- жет только тот, кто не имеет зла в себе и не способен делать зло другим. Поэтому неделание становится одним из ключевых понятий философии непротивления: для того чтобы реакция непротивления стала естественным выражением чувств, человек должен последовательно сформировать соответствующую духовную установку . Толстой рассматривает принцип неделания в системе своего религиозно- нравственного учения как этическое понятие. Принцип неделания представляется в синтезе Толстого как нормативная этическая система, имеющая мотивационное и нормативное значение. В целом, неделание в понимании Толстого имеет отри- цательный и положительный акценты. С одной стороны, неделание – отказ от зла, греха. «Главное усилие, которое должен делать над собою человек для доброй жиз- ни,– считает Толстой,– это – то, чтобы не делать того, чего не должно делать» [Толс- той, 1993, 286]. С другой стороны, отрицательное значение принципа неделания предполагает формирование положительного основания. В этом смысле неделание означает неустанное делание добра. Прежде чем на- чать делать добро, необходимо уметь воздерживаться от зла. Таким образом, принцип неделания содержит в себе не только пассивный и скептический элемент отказа, но и конструктивное начало делания добра. Для того чтобы определить смысл принципа неделания в религиозно- нравственном учении Толстого, необходимо рассмотреть категории, которые опре- деляют значение и место этого принципа в религиозно-нравственном учении мыс- лителя. Принцип неделания входит в общую философию непротивления, образуя систему практических правил и мотивационных установок, направленных на фор- мирование нравственно-ценностного ряда, образующего духовно-нравственные ос- новы нового уклада и образа жизни. Толстой понимал, что нравственная деятельность всегда содержит в себе цель, а сама по себе нравственная деятельность вне определенной цели и системы соот- ветствующих принципов и добродетелей не имеет духовно-нравственного значения. Неделание выступает в религиозно-нравственном учении Толстого как цело- стная программа, которая связана с духовно-нравственной установкой учения мыс- лителя, его центральным принципом, выражающим духовно-практический смысл закона любви – непротивление злому. Категория "неделание" образуется из этого

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=