ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012

265 нежность по отношению к кому-либо), зазрить (замучить (о совести)), кауриться (упрямиться), надоскучить (надоесть, наскучить), насмелиться (осмелиться), сер- чать (обижаться). Например: Как взрадуется Дина! (Толстой, Кавказский плен- ник.). Так-то он нам приказывал, а не гордыбачить . (Толстой, Упустишь огонь – не потушишь.). Встал Семен, поклонился и дивуется на барина . (Толстой, Чем люди живы.). Скучно нам без него, желанный, любим мы его, уж как жалеем. (Толстой, Два старика). А его совесть и зазрит. (Толстой, Упустишь огонь – не потушишь.). Глаголы интеллектуально-волевых действий: мекать (угадывать, размышлять), обыкать (привыкать, приучаться к чему-либо), приждать (подождать, дождаться кого-либо, чего-либо), примститься (почудиться, померещиться), приобвыкнуть (привыкнуть друг к другу), прощевать (прощать), раздуматься (передумать, пере- менить решение), уздумать (придумать, вздумать). Например: Это точно, сперна- чала она ровно и тае, шибает, значит, дух-то, а обыкнешь – ничего, все одно, что барда, и значит, тае, сходно... (Толстой, Власть тьмы.). Поспеет рожь - люди уби- рать примуться (да и родилась же она хорошо, матушка!), а им приждать нечего. (Толстой, Два старика.). Да ты что, Христос с тобой! И что не примстится. Где же живому быть! (Толстой, Власть тьмы.). Следует отметить, что некоторые глаголы, которые мы, прежде всего, на осно- вании их семантики отнесли к глаголам интеллектуально-психической деятельно- сти, а именно глаголы говорения, приобрели подобное значение в процессе перено- са. Безусловно, такие лексемы имели первичное употребление, связанное с обозна- чением физических действий. Так, «Словарь русских народных говоров» (СРНГ) первыми даёт следующие значения глагола клепать : «1. Ковать (холодное желе- зо)… 2. Отбивать молотом; точить с помощью ковки…» И только лишь десятым значением указано: «Лгать, сплетничать» [СРНГ, 13, 279], пузырить : «1. Пить с жадностью, много пить… 2. Пузырить, наливать много чего-либо… 3. Сильно бра- нить кого-либо, распекать…» [СРНГ, 33, 116]. Намазать : «1. Побить, поколотить кого-либо… 2. Наговорить, наболтать» [СРНГ, 20, 28]. Подобные случаи подтвер- ждают мысль о том, что именно глаголы физической сферы расширяют границы своего использования за счет перехода в сферу интеллектуально-психических дей- ствий. «В то же время многие глаголы, обладающие переносным речевым значени- ем, попадают в иные разделы словаря, напр. тарахтеть, стрекотать, ворковать оказы- ваются в разделе «Глаголы звучания», чеканить, свистеть – в разделе «Глаголы со- циальной деятельности», разжевывать, тянуть – в разделе «Глаголы физиологиче- ского действия»,– замечает А. Лихачева [Лихачева, 2008, 2]. Следует также отметить, что среди этой совокупности глаголов преобладают глаголы с эмоционально-оценочным компонентом значения. Например, это глаголы балакать, взахаться, взрадоваться, зазрить, калякать, намазать, раздуматься, скричать, стрекотать, уздумать, усовещивать, щунять . Оценочность и эмоцио- нальность этих глаголов либо заключена в самой корневой морфеме (балакать, ка- лякать, щунять) , либо выражается с помощью специальных аффиксов (взахаться, взрадоваться, раздуматься) . К этой же группе глаголов, которые, например, Г. И. Кустова называет глаго- лами экспериенциальной сферы, можно отнести и глаголы физического состояния субъекта, как такие, которые не сочетаются с предметными именами и не обознача- ют механического воздействия на объект, а, наоборот, обозначают процессы, проис- ходящие в субъекте. К такой разновидности возможно причислить следующие сло- ва: настрыкаться (приноровиться, привыкнуть что-либо делать), валандаться (вес- ти себя неторопливо, нерасторопно при совершении какого-либо действия), взле- зать (подниматься куда-либо), взрасти (стать взрослым), возрастать (расти), гваз-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=