ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012

264 Мы предприняли несколько иной подход: сделали выборку диалектных лексем из произведений Л. Н. Толстого по грамматическому признаку. Цель нашей работы – рассмотреть диалектные глаголы в произведениях Л. Н. Толстого. В основном мы останавливаемся на произведениях 70–80-х гг., так как именно в это время Толстой работает над «народными рассказами», создает и переделывает «Азбуку», пишет «Анну Каренину», во многом претерпевают изменения и его философские взгляды. Обращение же к диалектной глагольной лексике вызвано во многом исследо- вательским интересом: с одной стороны, диалектный глагол указывает на особенно- сти народного мировидения и мышления, с другой стороны, на использование диа- лектного глагола в художественном произведении накладывает отпечаток и творче- ский гений писателя. Глагол, действительно, не столько отображает предметно- статический мир, сколько свидетельствует об активном языковом преобразовании реальности, о превращении мысли в речь. В. фон Гумбольдт по этому поводу отме- чал: «Мысль, образно выражаясь, посредством глагола покидает свою внутреннюю обитель и переходит в действительность» [Гумбольдт фон В.]. Говорить о том, что существует единая классификация глагольных лексем в русском языке, нельзя, принципы, на которых строится классификация глаголов, весьма разнообразны. Од- нако чаще всего глагольные лексемы классифицируются по семантико-грамматиче- ским основаниям. Так, А. А. Уфимцева отмечает: «Глагольные лексемы являются такими словесными знаками, в номинации которых фиксируются и закрепляются разные семантические признаки, различные ракурсы связей глагольного действия, процесса, состояния с предметами и лицами, производящими эти действия или под- верженными им» [Уфимцева, 2004, 117]. По нашим предположениям, классифици- ровать диалектные глагольные лексемы, соотносимые со сферой человека, возмож- но следующим образом: глаголы, относящиеся к сфере интеллектуально-психиче- ских действий, и глаголы, относящиеся к сфере физических действий. Это, на наш взгляд, может быть обосновано достаточно четким противопоставлением «человека духовного» и «человека физического» в народной картине мира (См. об этом в ра- ботах Вендиной Т. И., Колесова В. В., Булыгиной Т. В., Шмелева А. Д. и др.). В со- временных исследованиях разных областей знания человек представляется как единство двух сущностей: физической и духовной, внутренней и внешней. Из осуществленной нами сплошной выборки к глаголам, обозначающим ин- теллектуально-психическую сферу действия, можно отнести следующие. Глаголы с семантикой говорения, произнесения, пения: балакать (говорить, разговаривать), величать (чествовать кого-либо величальными песнями), взахаться (испугаться, изумиться, начать усиленно ахать), гутарить (гуторить) (говорить, разговаривать), жалиться (жаловаться), калякать (говорить, приятельски беседовать), клепать (лгать, сплетничать), кликать (звать), намазать (наговорить, наболтать), помянуть (вспомнить, упомянуть в разговоре), посулиться (пообещать), пузырить (сильно бранить кого-либо), скричать (громко скомандовать, приказать), стрекотать (бол- тать без умолку), усовещивать (совестить), щунять (делать выговор кому-либо, ру- гать). Например: Идут бабы, промеж себя балакают. (Толстой, Много ли человеку земли нужно.). Подошел Иван к хороводам, велел бабам себя величать. (Толстой, Сказка об Иване–дураке.) И только стали укладываться спать, взахался старик, стал свою одежу перебирать – шарить. (Толстой, Два старика.). Он меня тоже жалеет. Что же мне жалиться . (Толстой, Власть тьмы). Стоит за углом каляка- ет. Да с кем калякает-то? (Толстой, Власть тьмы.). Глаголы с семантикой эмоцио- нально-чувственных состояний, переживаний: взрадоваться (начать радоваться, сильно проявлять радость), гордыбачить (упрямиться, быть слишком гордым), ди- воваться (дивиться, удивляться), жалеть (любить, чувствовать приязнь, проявлять

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=