ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012

262 ные прилагательные, первая часть которых обозначает цвет по предмету, обладаю- щему соответствующей окраской, а вторая – называет цвет непосредственно: мо- лочно-белый, снежно-белый, шафранно-желтый, кирпично-красный и под. Наконец, группа сложных прилагательных, первая часть основы которых никак не связана с цветом/светом, а вторая называет непосредственно цвет/свет: неподвижно- светлая, лихорадочно-блестящий, горячо-красный, нежно-румяный. При создании портрета того или иного персонажа Толстой нередко употреб- ляет прилагательные, образованные сложением основ цветового прилагательного и существительного, которое обозначает ту или иную часть лица (соматизма): чер- ноглазый, черноволосый, чернобровый, голубоглазый и др.: «Есаул Лосайский - тре- тий, также в бурке и папахе, был длинный, плоский, как доска, белолицый, белоку- рый человек...». Участвуют цветовые прилагательные и в описании мельчайших деталей порт- рета, таких как взгляд. Так, например, прилагательное лучистый используется писа- телем в романе 16 раз и всегда для характеристики взгляда княжны Марьи, а также князя Андрея или Николеньки Болконского – лучистый взгляд объединяет всех Бол- конских и является выражением их духовного родства. Употребляемый в значении «исполненный внутреннего сияния» , эпитет лучистый становится символом той не- прерывной, сложной работы, которая постоянно происходит внутри этих героев: «… глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты ». Можно сказать, что Толстой употребляет традиционные, входящие в основ- ную палитру цвета и почти не употребляет оттенков цвета и света. Что касается Тютчева, одной из специфических особенностей его колоризма является склонность к промежуточным, оттеночным тонам, что проявляется в частности в использовании сложных образований. Меткость эпитета Тютчева отмечают многие исследователи его языка в своих высказываниях о языка поэта. Составной эпитет применялся в русской поэзии и до Тютчева, но именно под его пером составной эпитет стал заметным и даже опреде- ляющим явлением стиля поэта. Что касается сложных колористических прилага- тельных в поэзии, именно Тютчева называют основоположником их широкого при- менения в поэтических текстах. Сложные определения Тютчева представляют собой чаще всего признаки двух семантических комплексов – данной реалии (объектив- ный признак) и комплекса «человека» (субъективный признак, идущий от автор- ского восприятия). Рассматривая внутренние отношения в границах самого сложного прилага- тельного, можно обнаружить следующее: 1) один компонент этого целого может выступать по отношению к другому компоненту как указание на степень проявле- ния представленного в другом компоненте признака ( бледно-зеленый ) или отра- жать восприятие этого второго признака субъектом ( болезненно-яркий ); 2) оба компонента являются независимыми определениями к объекту ( дымно-легко , ту- манисто-бело ). В своих стихах Тютчев создает непревзойденные авторские эпитеты, встре- чающиеся только на страницах его стихотворений: светозарно-голубой, мглисто- золотой, пасмурно-багровый, кроваво-тусклый, воздушно-светозарный. Восхища- ясь точностью и глубиной эпитетов Тютчева, многие исследователи отмечают уди- вительную наблюдательность поэта, его умение выхватить очень яркую характери- стическую деталь. Свойственное Тютчеву умение создавать неповторимые колори- стические сочетания является отличительной чертой его поэзии: Хоругвью свето-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=