ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012

260 творчества писателя в целом и его мировоззрения. Цветовая гамма влияет на пред- ставление об описываемых героях, окружающем их мире. Каждому писателю свойст- венна своя цветовая гамма произведений. Два выдающихся мастера слова XIX столетия Л. Н. Толстой и Ф. И. Тютчев в своих произведениях создали индивидуальную палитру цветов, которая служила им для создания неповторимых образов. В. Г. Короленко в статье «Лев Николаевич Толстой» писал: «Мир Толстого – это мир, залитый солнечным светом, простым и ясным, мир, в котором все отражения по размерам, пропорциям и светотени соот- ветствуют явлениям действительности, а творческие сочетания совершаются в соот- ветствии с органическими законами природы» [Короленко, 1989, 365]. «Выдающейся лирикой светотени» называл поэзию Тютчева П. Н. Толстогузов [Толстогузов, 2003, 262]. Ученый отмечал, что светотеневые нюансы являются ос- новным выразительным средством в ряде стихотворений, а в таких произведениях, как «Вчера, в мечтах обвороженных…», становятся основной темой. Чтобы раскрыть характер героев своих произведений, авторы прибегают к раз- личным приемам. Одним из таких является художественная деталь. Некоторые авто- ры используют детали одежды, или поступки, чтобы акцентировать внимание на сво- ем герое. Как одну из таких художественных деталей Толстой использует цвет. Тол- стой использовал в своих произведениях прием цветописи для создания более глубо- ких образов героев. В описаниях обстановки писатель цвет почти не использует. Лю- бимые женские образы Толстой наделяет цветовыми характеристиками, подчерки- вающими их чистоту, непорочность и искренность. Не малую роль играет цвет в соз- дании образа Наташи Ростовой в романе «Война и мир». Уже в первых встречах с ге- роиней на страницах романа, в портретной характеристике Толстой предлагает целую цветовую гамму для изображения Наташи: «в чуть растворенную дверь мелькнуло что-то голубое , ленты, черные волосы и веселые лица». Обе девочки – Наташа и ее друг Соня – «были в одинаковых новеньких голубых платьях – свежие, румяные, ве- селые». И на балу у Иогеля на 14-летней Наташе было длинное кисейное платье с ро- зовыми лентами. Голубой, розовый и белый – цвета юности. Они повторяются в на- рядах Наташи на ее первом взрослом балу: « белое дымковое платье на розовых шел- ковых чехлах, с розанами в корсаже». Как поистине великий писатель, Толстой был хорошим психологом, знатоком человеческой души, человеческой психологии. Он интуитивно предугадал характер героев, используя в их описании цветовые оттенки. Как последователь великой плеяды русских и зарубежных писателей и поэтов, он продолжил использование цвета как психологического образа в создании героев. Тютчев также активно использует семантическое поле цвета. Однако в произ- ведениях поэта цветообозначения служат для передачи тех красок и малейших от- тенки, которыми наполнена природа. Советский литературовед и исследователь творчества Тютчева К. В. Пигарев называл поэта «певцом природы» [Пигарев, 1962, 285]. В действительности Тютчев вступил в литературу в период расцвета романти- ческой культуры и принес в поэзию совершенно новое понимание бытия вообще и бытия человека, в частности. Тютчев обладал на редкость живым и непосредст- венным чувством природы. Тютчева часто называют поэтом-художником, автором непревзойденных пейзажей в стихах. У Тютчева действительно можно найти всю цветовую гамму, настоящую палитру художника. Общая палитра цветовых номина- ций отражает цветовидение автора и тональность восприятия им окружающей дей- ствительности. Ю. М. Лотман отмечал, что лирика Тютчева явление исключитель- ное: отличаясь разнообразием, контрастной противоречивостью всех красок обра- зующей ее картины, она исключительно стабильна в своих структурных особен- ностях [Лотман, 1996, 593].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=