ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012

259 сиональное содержание стимулов культура , литература , писатель , художник . Имя Л. Н. Толстого в их ассоциативных полях есть результат свободного выбора и ха- рактеризует не сам «культурный предмет», а говорящего, его ориентацию в обшир- ном пространстве русской национальной культуры. Важно отметить, что для стиму- лов КУЛЬТУРА и ХУДОЖНИК реакция Толстой является единственным онимом, который, как можно предположить, символизирует в представлении реципиента всю русскую культуру и воплощает идеальный образ художника слова. Таким образом, прецедентное имя Лев Толстой входит в ассоциативный тезаурус современного русского языка, отражающий культурно-языковые знания его носителей. Объем этих знаний, хотя и не свидетельствует о широте литературного кругозора со- временной молодежи, но в то же время позволяет утверждать, что толстовский текст устойчиво присутствует в языковой памяти молодого человека, формируя его пред- ставления о мире и отражая его прогностически ориентированные идеалы (Ю. Н. Ка- раулов). В «Пантеоне» прецедентных имен русской литературы оно является одним из немногих, не вызвавших отрицательных оценочных реакций, которые сопровождают даже самое эталонное имя Пушкин (с одной стороны, гений, великий поэт , а с другой, – терпеть не могу). Для современных учащихся, студентов и школьников, Л. Н. Толс- той – это великий человек, гений ; его имя закреплено в ассоциативно-вербальной сети устойчивыми и разнообразными ассоциативными связями, свидетельствующими о том, что оно хранится в долговременной памяти носителей языка. Литература 1. Гудков Д. Б. Прецедентное имя в когнитивной базе современного русского языка // Язык, сознание, коммуникация.– М., 1998.– Вып. 4: Филология. 2. Журавлев В. К. Экология русского языка и культура // Русский язык и совре- менность: Проблемы и перспективы развития русистики: Доклады.– М., 1991.– Ч. 1. 3. Журавлев В. К. Русский язык и русский характер.– М., 2002. 4. КарауловЮ. Н. Активная грамматика и ассоциативно-вербальная сеть.– М., 1999. 5. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность.– М., 2004. 6. Козырев В. А., Черняк В. Д. Образовательная среда. Языковая ситуация. Ре- чевая культура.– СПб., 2007. 7. Лихачев Д. С. Концептосфера русского языка // Известия РАН. Серия лите- ратуры и языка. Т. 52.– 1993.– № 1. 8. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре.– СПб., 1994. 9. РАС: Русский ассоциативный словарь: В 2 т. / Под ред. Ю. Н. Караулова.– М., 2002. 10. Телия В. Н. Русская фразеология.– М., 1998. 11. Хазагеров Г. Г. Персоносфера русской культуры // Новый мир.– 2002.– № 1. Е. В. Зайцева Брянск, Россия ЦВЕТОВАЯ ЛЕКСИКА В ТВОРЧЕСТВЕ Л. Н. ТОЛСТОГО И Ф. И. ТЮТЧЕВА Вся русская литература, начиная с фольклора и древнерусской литературы, пронизана цветовой и световой символикой. Изучение художественного произведе- ния в аспекте цвета способствует более глубокому пониманию его особенностей,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=