ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012
251 Рассказ «Чем люди живы» входит в этот общий цикл как одна из смысловых констант, реализуя общую концепцию – идею всеобщего братства на основе духов- ного совершенства человека и мира. Интересно отметить, что современная Л. Н. Толстому критика была неодно- значна в оценке рассказа. Наиболее негативен отзыв замечательного лингвиста и педагога Ф. И. Буслае- ва, который считал , что «Толстой … безжалостно разменивал свое великое поэти- ческое дарование на грошовую мелочь азбучной морали, схоластических толкова- ний», на все «эти побасенки об ангеле в подмастерьях у сапожника», и отказывал писателю в изображении «высокой, глубоко захватывающей душу правды жизни» [Толстой в русской критике, 1960, 155]. Другая часть русской критики по достоинству оценила стремление Л. Н. Толстого к иному, по сравнению с традиционным, ракурсу изображения действительности. Так, известный критик Н. Н. Страхов, отмечал, что в рассказе «Чем люди живы» «евангельский дух, евангельская точка зрения, – вот что поразило читателей, порази- ло неожиданно и неотразимо. Неожиданно потому, что этот дух явился в действи- тельно художественной форме, т. е. самой ясной и выразительной из всех форм... Ху- дожник не только не заставляет нас смотреть на описанные лица сверху вниз, но, на- против, поднимает нас до уровня этих лиц, даёт нам чувствовать в их мыслях и действиях веяние истинной жизни» [Толстой в русской критике, 1960, 134]. Другой критик, Н. П. Гиляров-Платонов признавал рассказ «Чем люди живы» «высоким во всех отношениях»; видел в нём «самую спасительную, воспитатель- ную о силу», считал, что рассказ возносит читателя « истинно на высоту небес» [Толстой в русской критике, 1960, 144]. Современное литературоведение признает, что «народные рассказы» перерас- тают рамки нравоучительных произведений; они ориентированы не столько на мо- рализаторство, сколько на поиски способов богопознания, способов гармонизации человека с самим собой и миром. Конструируя основанную на взаимодействии ре- ального и идеального целостную модель бытия, Л. Н. Толстой создал произведения высокого духовного накала. Концепция религиозного искусства, выдвинутая писа- телем в качестве эстетического идеала в поздний период его творчества, была ус- пешно реализована в рамках цикла «народных рассказов», возрождающих христи- анский гуманизм в русской жизни конца XIX – начала XX века. Литература 1. Аверинцев С. С. Притча // Литературный энциклопед. словарь / Под общ. ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева.– М.: Сов. энц. 1987.– С. 305. 2. Кузина Л. Н. Художественное завещание Льва Толстого: Поэтика Л. Н. Толс- того конца XIX – начала XX в.– М.: Наследие, 1993. 3. Кущенко З. А. Народные рассказы Л. Н. Толстого (Идейно-художественное своеобразие): Автореф. дис. канд. филол. наук.– М., 1972. 4. Лепилкина О. И. Народные рассказы Л. Н. Толстого и их место в творческом пути писателя: Автореф. дис. канд. филол. наук.– Л., 1985. 5. Л. Н. Толстой в русской критике: Сб.статей.– М.: Гослитиздат, 1960. 6. Сат Н. Д. Особенности жанровой поэтики «народных рассказов» Л. Н. Толс- того: Автореф. дис. канд. фил.наук.– М., 2007. 7. Чичерин А. В. Стиль народных рассказов Л. Н. Толстого / Яснополянский сб.– Тула, 1980.– С. 105–117.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=