ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012

248 М. Ю. Барабанова Тула, Россия «НАРОДНЫЙ» РАССКАЗ Л. Н. ТОЛСТОГО «ЧЕМ ЛЮДИ ЖИВЫ»: ОСОБЕННОСТИ СТИЛЯ В 1880–1890 гг. Л. Н. Толстой создает цикл произведений, получивших услов- ное название «народных рассказов». Его создание может быть объяснено как внеш- ними, так и внутренними причинами. Окружающая действительность, по мнению писателя, противоестественна, од- нако изменение ее насильственными методами невозможно, поскольку сеет рознь и приводит к разобщению людей. В противовес этому Л. Н. Толстой выдвигает идею «деятельного христианства» – религиозно-философского учения, следование которому должно привести к духовному прогрессу личности и общества в целом – установлению «царства Божьего на земле». С этой целью писатель разрабатывает теорию религиозного искусства и соот- ветствующий ему творческий метод «духовной правды», «синтезирующий реальное и идеальное как способ воплощения гармонической реальности» [Сат, 2007, 10]. В связи с этим задачи литературного стиля становятся во главу угла; Толстой сознательно программирует их, стремясь писать «совершенно простым и понятли- вым языком», «пропускать все статьи через цензуру дворников, извозчиков, черных кухарок» [Толстой, 1993, 162]. Активные поиски новых форм побудили писателя обратиться к системе жанров древнерусской литературы, фольклора и традициям реалистического расска- за и повести. В результате в народных рассказах Л. Н. Толстого нашли отражение такие жанры, как легенда (Кающийся грешник», «Два брата и золото», «Вражье лепко, а Божье крепко»), проповедь («Нагорная проповедь», Искушение Господа нашего Иисуса Христа», «Страдания Господа нашего Иисуса Христа»), сказ («Ильяс», «Девчонки умнее стариков», «Упустишь огонь – не потушишь», «Много ли челове- ку земли нужно», «Как чертенок краюшку выкупал»), сказка («Сказка об Иване – дураке», «Работник Емельян и пустой барабан», Зерно с куриное яйцо»), реалисти- ческий рассказ («Алеша Горшок», «Корней Васильев») повесть («Фальшивый ку- пон»). Интересно отметить, что Л. Н. Толстой соединяет жанры: произведения «Чем люди живы», Где любовь, там и Бог», Три старца», «Два старика», «Свечка», «Кре- стник» являются рассказами – легендами. По мнению исследователей [Сат, 2007, 12], основными стилеобразующими моментами «народных рассказов» являются их притчевый характер, онтологизм и ансамблевость. В этом плане рассказ «Где любовь, там и Бог» является одним из наиболее харак- терных. Дидактико-аллегорический жанр притчи явился для Л. Н. Толстого своеобраз- ным поэтическим ориентиром при создании произведений учительного характера. Притчевость рассказа проявляется на 3-х уровнях: композиции, образной сис- темы, поэтического языка. Каноническая притча имеет двухчастную форму: аллегория + толкование [Аверинцев, 1987, 305]. В рассказе Л. Н. Толстого выстраивается та же двухчастность: аллегория (нар- ратив) + христианская аксиоматика (императив). Центром нарратива становится осмысление христианских принципов жизни: бескорыстной доброты, любви к ближнему, терпения, смирения, нестяжания.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=