ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012

241 жении главнокомандующего говор замолк, и все глаза уставились на Кутузова, кото- рый в своей белой с красным околышем шапке и ватной шинели, горбом сидевшей на его сутуловатых плечах, медленно подвигался по дороге » [Толстой, 2010, 2, 581]. Очевидно, что шинель фельдмаршала Кутузова была не просто шерстяной, как у всех солдат, а ватной, более тёплой, вероятно, сшитой индивидуально для главнокоман- дующего, поскольку он не принимал непосредственного участия в сражениях. В начале XIX века шинели стали форменной одеждой для ведения боевых действий зимой не только в русской армии, но и в других европейских армиях, в том числе и французской. Французская шинель образца 1812 года, как и шинель русских солдат, изготавливалась из фабричного сукна, но дифференцирующим признаком, необходимым для различения «своих» и «чужих» во время сражения, был цвет одеж- ды. В отличие от русских солдат французы носили синие шинели: « Он смотрел на армянское семейство и двух французских солдат, подошедших к армянам. Один из этих солдат, маленький вертлявый человечек, был одет в синюю шинель, подпоясан- ную верёвкой. На голове его был колпак, и ноги были босые » [Толстой, 2010, 2, 393]; « Немного сзади, на худой, тонкой киргизской лошадёнке с огромным хвостом и гри- вой и с продранными в кровь губами, ехал молодой офицер в синей французской шине- ли » [Толстой, 2010, 2, 522]. Синий цвет шинели ассоциировался исключительно с воинами французской армии, даже главнокомандующий и маршалы носили форму того же цвета – « Наполеон стоял несколько впереди своих маршалов на маленькой се- рой арабской лошади, в синей шинели, в той самой, в которой он делал итальянскую кампанию » [Толстой, 2010, 1, 334]. Примечательно, что до кампании 1812 года фран- цузские шинели были бежевых и тёмно-коричневых расцветок. В январе 1812 году утверждённый Наполеоном регламент по обмундированию и экипировке войск пред- писывал серый цвет шинелей для линейных полков, а тёмно-синий – для гвардии, но лишь немногие полки французской армии успели получить новую форму накануне похода в Россию, тем самым были вынуждены использовать серую форму старого образца. Из-за нехватки шинелей солдаты французской армии шили их собственно- ручно или надевали обмундирование солдат побеждённых армий, поэтому зачастую шинели были серо-коричневых оттенков и не соответствовали регламентированным цветам [Горшков]; [Армия Наполеона 1812]. О высокой степени ассимиляции лексемы шинель в русской речи свидетельству- ют варианты лексемы с уменьшительно-ласкательным суффиксом -к- шинелька : « Во время проезда маршала пленные сбились в кучу, и Пьер увидал Каратаева, которого он не видал еще в нынешнее утро. Каратаев в своей шинельке сидел, прислонившись к бе- резе » [Толстой, 2010, 2, 552]. Л. Н. Толстой использует лексему шинель и как троп для обозначения толпы солдат: « Такая же толпа людей, как на дешёвых товарах, наполня- ла Гостиный двор во всех его ходах и переходах. Но не было ласково-приторных, зама- нивающих голосов гостинодворцев, не было разносчиков и пёстрой женской толпы по- купателей – одни были мундиры и шинели солдат без ружей, молчаливо с ношами вы- ходивших и без ноши входивших в ряды » [Толстой, 2010, 2, 329]. Редкими по употреблению в романе «Война и мир» являются галлицизмы ботфорты , колет , плюмаж , эполеты . Ботфорты (от фр. bottes fortes) являлись фор- менной военной, чаще всего кавалерийской, обувью с высоким жёстким голенищем. В день подписания мира в Тильзите Николай Ростов привозит письмо одному рус- скому офицеру в дом, где живёт император Александр I: « Невысокий полный чело- век лет 30, в белых панталонах, ботфортах и в одной, видно только что надетой, батистовой рубашке, стоял в этой комнате; камердинер застегивал ему сзади шитые шелком прекрасные новые помочи, которые почему-то заметил Ростов » [Толстой, 2010, 1, 503]. Ботфорты носили также и солдаты французской армии: « Он

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=