ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012

240 А. Ф. Писемский в романе «Боярщина» [Писемский, 1959, 1, 231], А. И. Куприн в по- вести «Свадьба» [Куприн, 1972, 5, 133] и др. посвятили свои строки данному предме- ту гардероба, но Н. В. Гоголь в одноимённой повести это слово сделал бессмертным. Герой его повести А. А. Башмачкин, чиновник низшего класса, мечтает о новой ши- нели с куницей на воротнике, которую могут позволить себе только «значительные лица» из числа чиновников. Фрагменты описания шинели, взятые из авторской речи и диалогов Башмачкина и портного Петровича, характеризуют её как тёплую чиновни- чью форменную одежду: « шинель-то, сукно... вот видишь, везде в других местах, со- всем крепкое, оно немножко запылилось, и кажется, как будто старое, а оно новое » [Гоголь, 1997, 58], « шинель на толстой вате, на крепкой подкладке без износу » [Го- голь, 1997, 71], « закутавшись весьма роскошно в тёплую шинель» [Гоголь, 1997, 84]. Впоследствии шинель стала исключительно частью военной формы одежды, впервые же она была введена в российской армии на рубеже XVIII-XIX веков [ВЭС, 1986, 817]. С этого времени шинели, которые закрепились в гардеробе русских сол- дат и офицеров, стали шить из серого сукна, они получили хлястик на спине, стяги- вавший шинель на талии [Карпеева]. Серый цвет шинели был настолько распро- странён, что словосочетание серые шинели, использовавшееся для обозначения со- бирательного образа солдат, приобрело идиоматический смысл [Ожегов, 2006, 447]. В романе «Война и мир» солдаты русской армии также «одеты» Л. Н. Толстым в серые шинели: « Впереди, в дыму, уже были видны ряды серых шинелей, и офицер, увидав Багратиона, с криком побежал за солдатами, шедшими толпой, требуя, чтоб они воротились » [Толстой, 2010, 1, 225]. Многочисленные примеры употреб- ления лексемы в романе позволяют не только выявить во всей полноте её значение, но и определить её семантический валёр в это время. Там солдатская шинель , поми- мо основного предназначения, указанного в словарных дефинициях, оказалась мно- гофункциональна и полисемантична – солдаты в случае необходимости могли ис- пользовать её в качестве одеяла (« Когда доктор ушёл, уведя свою жену, и помес- тился с нею в кибиточку, офицеры улеглись в корчме, укрывшись мокрыми шинеля- ми; но долго не спали, то переговариваясь, вспоминая испуг доктора и веселье док- торши, то выбегая на крыльцо и сообщая о том, что делалось в кибиточке » [Тол- стой, 2010, 2, 63]), подкладки для сидения во время привала (« Посадите, посади- те, – сказал Тушин. – Подложи шинель, ты, дядя, – обратился он к своему любимо- му солдату. – А где офицер раненый? – Сложили, кончился, – ответил кто-то. – Посадите. Садитесь, милый, садитесь. Подстели шинель, Антонов» [Толстой, 2010, 1, 239]) или носилок для транспортировки раненых или убитых (« За этим солдатом четыре солдата, неся что-то тяжёлое на шинели, прошли мимо костра. Один из них споткнулся» [Толстой, 2010, 1, 242]). Поскольку солдатская шинель являлась неотъемлемым атрибутом обмундиро- вания во время любых походов и манёвров армии, она изготавливалась из плотной суконной ткани: « Аудитор, полный мужчина с полным лицом, с наивною улыбкой радости оглядывался вокруг, трясясь на своей лошади, представляя странный вид в своей камлотовой шинели на фурштатском седле среди гусар, казаков и адъютан- тов » [Толстой, 2010, 1, 221]; « Солдаты шныряли беспрестанно взад и вперёд мимо пожара, и Алпатыч видел, как два солдата и с ними какой-то человек во фризовой шинели тащили из пожара через улицу на соседний двор горевшие брёвна; другие несли охапки сена » [Толстой, 2010, 2, 121]. Камлот и фриз – сорта грубой шерстяной ткани, иногда с примесью шёлка и бумаги, которые использовались для изготовле- ния мужской верхней одежды [БЭС], [Википедия]. Шинели из такого материала за- щищали солдат от холода и непогоды – дождя и ветра. Форменная одежда главно- командующего русской армии несколько отличалась от формы солдат: « При прибли-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=