ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012

24 А. С. Кондратьев Липецк, Россия «ВОЙНА И МИР» Л. Н. ТОЛСТОГО КАК ОСВЕЩЕНИЕ ДУХОВНОГО ПУТИ РОССИИ После прочтения пятой части «Войны и мира» Толстого, вызвавшей споры и не- однозначные суждения, В. П. Боткин в письме А. А. Фету от 9 июня 1869 г. особо вы- делил, что книга художественных раздумий Толстого о судьбах Отечества прежде все- го «глубоко русское произведение» [Фет, 1992, 196], укорененное в глубинах нацио- нального самосознания, оказавшегося на грани тотальной смыслоутраты в ситуации духовного перепутья. В 1871 г. св. Феофан Затворник апеллирует к событиям Отечест- венной войны, призывая православных от необдуманного увлечения европейскими «плодами просвещения», ввергающими русские умы во мрак духовно-нравственного неведения и подменяющими голос совести критерием пресловутой рентабельности: «<…> припомним двенадцатый год: зачем это приходили к нам французы? Бог послал их истребить то зло, которое мы у них переняли . Покаялась тогда Россия, и Бог поми- ловал ее. А теперь, кажется, начали забывать этот урок» [Россия перед вторым прише- ствием, 1993, 39−40]. Толстой, приступая к воплощению неуклонно расширяющегося в творческом осознании автора замысла «Войны и мира», ощущал себя в контексте ис- конно народного миропонимания, восходящего к православным ценностным ориенти- рам, что и подтверждает дневниковая запись от 2 июня 1863 г.: «Я ужасался над собой, что интересы мои − деньги или пошлое благосостояние» [Толстой, 1952, 64]. Толстой и св. Феофан Затворник были встревожены усугубляющимся безвери- ем и либерально-демократическим пустословием о грядущем якобы преображении России, тогда как налицо были признаки кризиса духовной доминанты человека, утерявшего связь с Небесным Отечеством, а посему − и расстроенности русской жизни и истории в целом. И поэтому Толстой в «Войне и мире», как сам автор ак- туализирует художественно-духовные составляющие замысла, старался писать ис- торию народа» (15; 21), одолевшего на необычайном духовном подъеме брошенного на произвол судьбы противника, для которого «большое количество монастырей и церквей» (и Наполеон не сомневается) есть не что иное, как «признак отсталости народа» (11; 30). Св. Феофан затворник в «Мыслях на каждый день * года (курсив наш.− А. К.) по церковному чтению из слова Божия» обращает внимание в Рожде- ство Христово на свершившееся в отечественной истории торжество русского Духа, ведь, как показывает Толстой в «Войне и мире», «данною нам Христом мерой хо- рошего и дурного нет неизмеримого» (12; 165), так что «народ <…> не толпа бара- нов» (15; 241), поскольку и в душе человека ответ «<…> полного, бесконечного, божеского совершенства» (28; 78), закономерно проявляющийся в системе ценност- ных ориентиров национального самосознания. Духовная деформация человеческой природы сказывается в игнорировании предопределенных народом исконных путей самоопределения. А что бывает в истории, когда такого рода новоявленный раде- тель о благе человечества оказывается способным ошельмовать народ, Толстой представил в «Войне и мире». * Думается, не столь уж частная деталь: в наследии Толстого есть сборник «На каждый день», что свиде- тельствует о неустанном его наставлении на стяжение духовной состоятельности вовлеченных в смуту, прежде всего обреченных на блуждание во мраке русских душ, когда оказались едва ли не утраченными исконные ориентиры их национального самоопределения, а «головы … набиваются ненужными пустяка- ми, выдаваемыми им за самое важное» (56; 78), так и св. Феофан Затворник усматривал в обольщении отпавшим от христианства Западом сущее наказание за греховные деяния и помышления.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=