ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012
23 сделать то же самое, что делают против вас курды, которых вы называете варварами и против чего возмущаетесь, взывая к Европе? Безусловно,– сказал я. –Тогда чем же вы будете отличаться от них? – А что же нам делать, если они грабят наши дома, насилуют наших сестер, убивают наших отцов и братьев? – Во всяком случае, вы не должны отвечать насилием на насилие, злом на зло. – Тогда как нам быть? – Необходимо им разъяснить, что они дурно поступают, и проповедовать лю- бовь, а не ненависть. – Но ведь это невозможно. Они не станут дожидаться, пока ты прочитаешь им свою мораль – сразу же разрубят тебя на куски. – А вы пробовали? – спросил Толстой и, увидев мое замешательство, продол- жил,– пойдите, да попробуйте. Я вот уверен, что это не только возможно, но и един- ственный способ, чтобы преодолеть в человеке месть и ненависть». Веселовский, как и Берберян, возразил Толстому, сказав, что этот подход приме- ним только при нормальных условиях жизни, однако Толстой остался при своем убеж- дении, что "и курды поймут и оценят христианскую проповедь". «Самый верный путь тот, чтобы европейские народы всячески прививали жестоким курдам человеколюбие и приобщали их к науке и просвещению. А с другой стороны, надо требовать у султана и даже просить его не разжигать вражды между народами, пользуясь религиозном фана- тизмом людей, не натравливать на миролюбивых землепашцев армян. В этом благород- ном деле наше государство может сыграть большую роль» [Базян, 1999, 115-117]. Как видим, Толстой последовательно отстаивал свою позицию в художествен- ном творчестве, и в жизни он поступал в соответствии с этическим постулатом о непротивлении злу насилием. Однако жизнь показала ситуативную правоту Достоевского: Болгария и Балканы получили долгожданную свободу при помощи героических усилий русских войск, а чудовищные избиения армян «кровавым султаном» Абдул Гамидом в 1894–96 гг., ос- тавшись безнаказанными, обернулись геноцидом армянского народа в 1915 г. Никакие просьбы и благие намерения армян, которые стремились к конститу- ционным реформам в Османской империи (именно с помощью армян и с призывами о равноправии народов младотурки пришли к власти, а затем стали авторами гено- цида) не имели успеха, наоборот, привели к уничтожению более чем 1,5 млн. ко- ренного населения Армянского нагорья. В то же время, если рассматривать проблемы нравственные во вселенской перспективе, то здесь Толстой и Достоевский оказываются созвучны в своем глубо- чайшем убеждении, что только единичное нравственное самосовершенствование может привести к изменению человеческой природы, а значит – и общества в целом. Важен сам принцип, который исповедуется в обществе, и на страже этого принципа по сей день остаются творчество и весь жизненный опыт Льва Толстого. Литература 1. Базян, С. С. Лев Толстой и Армения. (Армянская литературно-обществен- ная и критическая мысль) / С. С. Базян.– Ереван: ЕГУ, 1999. 2. Кибальник С. А. Споры о Балканской войне на страницах «Анны Карени- ной» / С. А. Кибальник.– Русская литература. 2010.– № 4. 3. Сараскина, Л. И. Ф. М. Достоевский и «восточный вопрос» / L. I. Saraskina.– The Dostoevsky Journal.– 2001. № 2. 4. Сергеенко, П. А.. Как живет и работает гр. Л. Н.Толстой / П. А. Сергеенко.– М., 1898.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=