ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012
225 русской и мировой романистики на новый, недосягаемый уровень. В рамках соци- ально-исторического и бытового планов повествования, через ткань произведения- эпопеи проходят судьбы героев, дискурс, вербальная коммуникация которых, пере- даются Л. Н. Толстым, в том числе средствами французского языка. Существующая взаимосвязь между художественной формой и повествователем достаточно разнообразна и зависит от многих факторов. В случае, когда автор явля- ется рассказчиком (адресантом), его монологическая речь, высказывания, произво- димые от первого лица, неизбежно сопровождаются «грамматическими указыва- ниями» [Кирющенко, 2008, 135]. Представляется, что дейксис, как и другие составляющие внутреннего мира человека, в контексте художественного творчества позволяет представить личность самого художника слова, особенности его мировосприятия, нашедшие своё отраже- ние в произведениях автора. Проблема дейктичности является актуальной в современном языкознании, её изучению посвящены работы ряда учёных: К. Бюлера, Ю. Д. Апресяна, С. Д. Кац- нельсона, А. А. Кибрика, Е. В. Падучевой, И. А. Стернина, С. А. Крылова. Термин «дейксис» тесно связан с понятием «референция». Будучи указанием как значением или функцией языковой единицы, выражаемое лексическими и грамматическими сред- ствами, дейксис служит для актуализации компонентов ситуации речи и компонентов денотативного содержания высказывания [Виноградов, 1980, 63]. Изучение дейксиса и его типов находится в стадии накопления материалов, и в современном языкознании имеется много нерешённых вопросов, связанных с ним. Тем не менее, систематизация лингвистических взглядов на дейксис позволяет различать три основных вида дейксиса – персональный (личный), пространствен- ный и временной. Сфера дейксиса включает несколько видов местоименных указаний. В данной статье мы становимся, прежде всего, на указании на участников речевого акта – го- ворящего и адресата: так называемый Я-дейксис и Ты-дейксис [ Бюлер, 2000, 5], или ролевой дейксис. Ролевой дейксис выражается различными типами местоимений (1-го и 2-го лица: я, ты, вы - je, tu, vous). Во-вторых, указание на предмет речи – объект или человека, которое выражается местоимениями третьего лица. Указание на степень отдаленности объекта высказывания выражается указательными мес- тоимениями (этот, тот; celui (celle)-ci, celui (celle)-là). Поэтому среди различных ти- пов дейксиса с самого начала его изучения выделяется дейксис адресанта и дейксис адресата. В лингвистике местоимение я является дейктическим центром речевого акта, «ты/вы» самим адресатом, а местоимения 3-го лица, удаленное от непосредствен- ных собеседников, может особым образом взаимодействовать с сюжетной линией повествования. Так или иначе, все типы указаний – антрополингвистические марке- ры прономинальной системы. Очевидно, что местоимения-дейктики являются особо значимыми, в системе языка, а местоимение я выделяется как дейктический центр речевoгo aктa, примерный ориентир речи. Специфика слова я была основательно проанализирована С. Н. Булгаковым в книге «Философия имени». «Я есть та точка, из которой говорящий смотрит и вы- ражает в слове весь мир. Я есть ориентирующая точка бытия, мысли и слова» [Бул- гаков, 2008, 65]. Благодаря своей функциональной и семантической устойчивости и употреби- тельности, местоимение я главным образом способно передавать авторский замы- сел. Именно о такой роли дейктического я пишет в своем лингвистическом исследо- вании «Aborder la linguistique» Доминик Менгано: « Le pronom « je » par exemple
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=