ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012
221 гда водится, закопошились и перетрусили…». Причем еще в 1851 г. по приезде на Кавказ Л. Н. Толстой начинает изучать кумыкский язык, именуя его, как это было принято в это время, «татарским» [см. Далгат, 1960, 7, 9-10]. И это не удивительно. Ведь в рассматриваемое время «татарский» (кумык- ский) язык в регионе Северного Кавказа и Дагестана традиционно использовался в качестве основного средства межэтнического общения. Ср. у А. А. Бестужев- Марлинского: «…С ним, как с французским в Европе, можно пройти вконец всю Азию» – и М. Ю. Лермонтова: «Начал учиться по-татарски – язык, который здесь и вообще в Азии неоходим, как французский в Европе» [см. Гусейнов, Мугумова, 1993, 29]. Аналогичное выражение употребляется польским ссыльным писателем и офицером русской службы Михаилом Бутовтом Анджейковичем в «Эскизах Кав- каза», опубликованных в Варшаве в 1859 г.: «Язык кумыкский, тюркского наречия, с небольшими различиями используется во всем Кавказском крае. Зная этот язык, можно путешествовать аж до Индии, и везде на нем можно говорить так же, как на французском в Европе» [см. Гусейнов, 2002–2003, 53]. Соответственно русской ад- министрацией вводится его преподавание (с 1826–1829 гг.) на отделении восточных языков Новочеркасской гимназии, в Ставропольской духовной семинарии и гимна- зии, Ставропольском, Моздокском, Георгиевском и Кизлярском уездном училищах [Гусейнов, Мугумова, 1993, 25-26]. Этот язык был известен и терскому казачеству, ср.: «В станице Старогладовской молодой Толстой систематически изучал кумыкский язык, который он назвал татар- ским. Его учителем стал местный казак Лука Сехин. В письме к брату Сергею Нико- лаевичу Л. Н. Толстой сообщал: «…по-цыгански и я совсем забыл, потому что выучил- ся по-татарски (но лучше, чем я говорил по-цыгански)» [см. Виноградов, 1978, 38]. Однако в узуальном русском словоупотреблении этноним татары отождеств- лялся не с носителями тюркских языков (в рассматриваемом регионе – кумыкского и ногайского), но с нерусскими (мусульманскими) народами, в том числе Кавка- за, в целом, что имеет место, в частности, и в рассматриваемых рассказах. Ср. у Н. С. Лескова в «Очарованном страннике» (1873 г.): «…Были мы в погоне за та- тарами , а те… ушли за реку Койсу. Тех Койс в том месте несколько: которая течет по Андии, так и зовется андийская, которая по Аварии – зовется аварийская Койса, в то корикумуйская и кузикумуйская, и все они сливаются, и от сливу их зачинается Сулак-река» [Дагестан …, 1960, 404]. Последняя, будучи северной границей создан- ной в 1860 г. Дагестанской области, отделяла упомянутое у Н. Н. Толстого «Кумыц- кое владение», преобразованное затем в Кумыкский округ Терской области, от дру- гих кумыков, проживавших южнее, в шамхальстве Тарковском, в состав населения которого входили и ногайцы [см. Алиев, 2006, 193]. В конце XIX – начале ХХ вв. В. Н. Немирович-Данченко (1848–1927) в очер- ках «Дагестанские (!) захолустья» (1894 г.) и «Кавказские богатыри. Очерки жизни и войны в Дагестане (!)» (1902 г.) упоминает в последнем из них «длинную тавлин- скую шубу» (ср. выше Тавлию у Н. Н. Толстого), «Аварские горы», но жителей [аварского] с. Салты, входившего с 1860 по 1927 гг. в Гунибский округ, времен Кав- казской войны продолжает именовать лезгинами [Дагестан …, 1960, 423, 421]. В си- лу надо полагать того, что первоначально этноним аварцы связывался с жителями образованного в 1864 г. из одноименного ханства Аварского округа, как о том сви- детельствует первое их упоминание в «Русском энциклопедическом словаре» М. Березина 1873 г. [МАС, т. 1, 58]. В дальнейшем у Д. Н. Ушакова аварцы – «одна из кавказских народностей» [т. 1, 7], кумыки – «одна из тюркских народностей на Кавказе» [т. 1, 1548], а в числе значений этнонима татары указывается «не точное обозначение тюркских народностей Кавказа…» [т. 4, 657].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=