ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2012
21 Семья Толстых соприкоснулась с армянской действительностью (будущий пи- сатель был еще очень юн), в то время, когда Николой Толстой (1823–1860) учился в Лазаревском институте восточных языков, в младших классах. Если Достоевский ни разу не упоминает армян в своем творчестве, то в произведениях Толстого мы най- дем несколько эпизодов, где упоминаются армяне («Война и мир»). В жизни же Толстой общался с представителями различных слоев армянства, такими известными армянскими фамилиями, как Лазаревы и Абамелеки, Ахшару- мовы и Арапетовы, Мансуровы и Хастатовы, Мещериновы и Сумбатовы [Базян, 1999, 89]. Однако армянская тема мало затрагивалась в переписке, не зафиксирована она и в дневниках. Собственно восточная (и армянская как ее часть) проблематика стала все больше занимать Толстого в 70-е годы, когда – уж который раз! – русско- турецкие взаимоотношения обострились. Широко известна полемика Достоевского в «Дневнике писателя» за 1877 г. с точкой зрения героев романа (читай – Толстого) «Анна Каренина» на только на- чавшуюся русско-турецкую войну. Это обсуждение затрагивало не только полити- ческий аспект, важный в те дни, но и идейно-нравственную мотивацию, для каждо- го кто задумывался над этими вопросами и конкретно принимал участие, благотво- рительности ли, военных действий ли, обсуждения и т.д. Затронуты были все слои населения. Однако для Достоевского и Толстого размышления на эту тему имели и кокретно-жизненную почву, в то же время обретали метафизический характер в осмыслении основных морально-этических принципов. Для Толстого Вв стал еще одним камнем преткновения в решении нравственной максимы непротивления злу насилием. Вкратце: Достоевский утверждал, что человек имеет право на самозащиту, не- обходимо, чтобы кто-то положил конец античеловеческим деяниям, убийству детей, издевательств над заведомо слабым противником и безнравственно наслаждаться собственным семейным счастьем, когда происходит такое беззаконие. Третьей сто- роной выступает Россия в роли освободителя христианских народов и защитника слабых. Толстой стоит на другой позиции – зло множит зло, большая политика го- сударства в конечном итоге преследует свои корыстные цели. Мы не будем подробно останавливаться на разборе позиций авторов, по этой теме написано немало работ. Все они сводятся к анализу, с теми или иными смы- словыми акцентами. Я же хотела бы подчеркнуть одно обстоятельство. Толстой замыслил роман «Анна Каренина» еще в начале 70-х, приступил к на- писанию в 73 г. В «семейном» романе социально-политическая составляющая, каза- лось, незначительна. Однако она имплицитно присутствует на протяжении всего рома- на, существенно нарастая к концу. Роман издавался частями, поэтому изначально вид- но по сюжету, что мотив этот появился не вдруг, с началом войны 1876–77 гг.; вполне определенно восточный вопрос вплетался в фабульную, а значит и идейную канву ро- мана. Последняя глава романа – эпилог, повествует об отъезде Вронского на Балкан- скую войну. Подробно разбирает линию Вв в романе С. Кибальник в статье «Споры о Балканской войне на страницах «Анны Карениной» [Кибальник, 2010]. Важно, что Толстой последней главой вновь утверждает свою осознанную по- зицию: он отрицательно относится к политике государства, предпринявшего еще одну войну, считая все попытки так или иначе оправдать ее – ложными. Тем самым Вронский, хотя Толстой существенно «гуманизирует» его облик, остается в ряду людей, идущих на поводу внешних событий, не способных на глубокое, внутреннее духовное развитие, а значит и поступки, в отличие от «естественной» Анны. Для Толстого полемика по поводу русско-турецкой войны не осталась на стра- ницах «Анны Карениной», перед ним встала необходимость в конкретных жизнен-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=